Гил‘ад

ГИЛ‘А́Д (גִלְעַד; Гилеад, Галаад), историческая область к востоку от реки Иордан; ныне в составе Иордании. Под названием Гил‘ад в узком смысле Библия подразумевает местность к югу от Башана (между реками Ярмук и Яббок), где настигнутый Лаваном Иаков воздвиг в знак примирения с тестем «холм свидетельствования» (гал‘эд; Быт. 31:46–48); эта территория вместе с Башаном была отдана Моисеем во владение половине колена Менашше (Втор. 3:13). В широком смысле под Гил‘адом в Библии подразумевается вся та территория Заиорданья (кроме Башана), которую заселили израильтяне (ИбН. 22:9), включая земли колен Гада и Реувена (Втор. 3:12), то есть также и части исторических областей Аммон и Моав между реками Яббок и Арнон. Гил‘ад представляет собой плоскогорье, сравнительно богатое водными ресурсами. Гил‘ад славился своими пастбищами (Чис. 32:1), а позднее — плодородием сельскохозяйственных угодий. Одним из наиболее известных предметов экспорта из Гил‘ада был целебный сок бальзамового дерева, вывозившийся преимущественно в Египет (Быт. 37:25).

В период Судей (см. Судей Израилевых книга) некоторая обособленность жителей Гил‘ада от колен, заселивших Ханаан, сказалась, в частности, в том, что они возвели собственный жертвенник (ИбН. 22:10–34), не принимали участия в походе Деборы (Суд. 5:17) и враждовали с коленом Эфраима (Суд. 12:1–6). Однако судьи Израиля Яир (Суд. 10:3) и Ифтах (Суд. 11), а также пророк Илия (I Ц. 17:1) были родом из Гил‘ада.

Плоскогорья Гил‘ада не раз подвергались нападениям кочевников пустыни. Гил‘ад входил в состав царства Соломона, а после его раскола (928 г. до н. э.) отошел к Израильскому царству. Несколько позднее Гил‘ад вместе с Башаном был захвачен арамеями (II Ц. 10:32–33); борьба за Гил‘ад длилась многие годы и завершилась присоединением его к Израильскому царству при Иоров‘аме II (царствовал в 789–748 гг. до н. э.; II Ц. 14:25). В 733 г. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III захватил Гил‘ад и увел в плен значительную часть населения (II Ц. 15:29). Несмотря на сокращение еврейского населения, Гил‘ад долгое время продолжал оставаться еврейской областью, о чем свидетельствует история дома Товии (см. Тобиады). Постепенно, однако, в Гил‘ад проникает нееврейское население, в частности набатеи. В начале 1 в. до н. э. Гил‘адом овладел Александр Яннай, покоривший набатеев. См. также Заиорданье.

Смотрите также

Гдуд ха-‘авода

Генделев Михаил

Гид‘он

Горький

Государство Израиль. Образование