Акоста Уриэль
АКО́СТА (точнее да Коста) Уриэль (Acosta [da Costa], Uriel; 1585, Порту /Опорто/, Португалия, – 1640, Амстердам), философ. Родился в семье марранов; его отец был верующим католиком. Во втором десятилетии 17 в. семья Акосты (отца к тому времени уже не было в живых) бежала в Амстердам, чтобы свободно исповедовать иудаизм, в который, как писал позже Акоста, он обратился сам и обратил свою семью в результате изучения Библии. В Амстердаме вся семья открыто объявила себя евреями, и Акоста переменил свое первоначальное имя Гавриэль на Уриэль. Однако представления об иудейской религии, выработавшиеся у Акосты на основании чтения Библии, весьма существенно отличались от реально существовавшего иудаизма его времени, и Акоста опубликовал в 1624 г. книгу «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом», в которой утверждал, что сложной обрядностью и сухим формализмом раввины исказили учение Моисея, и что доктрина о бессмертии и загробной жизни (см. Олам ха-ба) не вытекает из Библии. За эту книгу раввины подвергли Акосту херему, а светские власти — аресту и штрафу. Книга была сожжена. В 1633 г., не выдержав одиночества, Акоста стал искать примирения с еврейской общиной. Отлучение было снято, но Акоста не изменил своих взглядов и продолжал развивать и высказывать их. Теперь ему представлялась сомнительной даже Божественность самого происхождения учения Моисея, и все существующие религии стали рассматриваться им как изобретенные самими людьми. Не отрицая существования Бога, Акоста, тем не менее, отказался от всякой обрядности и стал усматривать высшую санкцию этических принципов в законах человеческой природы, в свободной от обрядности деистической «естественной религии». За еретические взгляды и несоблюдение еврейских религиозных законов Акоста был вскоре снова подвергнут херему. В 1640 г. и это отлучение было снято после того, как Акоста публично отрекся от своих взглядов, и его, как кающегося еретика, подвергли традиционным 39 ударам плетью (см. Наказание), и все прихожане переступили через него (то есть символически попирали его ногами) при выходе из синагоги. Дух Акосты был сломлен, и вскоре он покончил с собой.
Акоста обычно рассматривается как первый еврейский вольнодумец нового времени, предшественник и вдохновитель Баруха Спинозы. Почти все имеющиеся сведения об Акосте почерпнуты из его автобиографии «Пример человеческой жизни» (русский перевод — в книге «Критика иудейской религии», М., 1964). На основании изучения архивов португальской инквизиции недавно было выдвинуто предположение, что первоначально иудаизм Акосты не был результатом его занятий Библией, а, скорее, представлял собой особую форму марранского иудаизма, почерпнутого им у кого-то из семьи по линии матери. Образ Акосты использован в ряде художественных произведений. Трагедия «Уриэль Акоста» (1847) немецкого писателя К. Ф. Гуцкова, изобиловавшая отступлениями от исторической правды как в передаче фактов, так и в обрисовке личности Акосты, тем не менее надолго оказалась основным источником представлений об Акосте среди широкой публики и оказала влияние на ряд последующих произведений. Особенно большой успех эта трагедия имела в переработке на идиш на еврейской сцене в Восточной Европе и в Северной Америке в конце 19 в. – начале 20 в. Трагедия К. Ф. Гуцкова положена в основу одноименной оперы Валентины Серовой, считающейся одним из лучших произведений этого композитора (первая постановка — 1885). В конце 19 в. был опубликован интересный очерк об Акосте И. Зангвила (в книге «Мечтатели гетто», 1898). В 1935–38 гг. на иврите вышла трехтомная биография Акосты И. Тверского.