Гроссман Леонид

ГРО́ССМАН Леонид Петрович (1888, Одесса, – 1965, Москва), русский литературовед, писатель и театральный критик. В 1906–10 гг. изучал право в Сорбонне и Новороссийском университете (Одесса), посещал также лекции по филологии. Окончил юридический факультет Киевского университета (1911). Литературным творчеством начал заниматься с семи лет, печатался с 1903 г. (критические статьи). Сотрудничал по вопросам права в «Еврейской энциклопедии». В 1910–20-х гг. выступал как поэт-неоклассик (стихи на библейские мотивы, цикл по книге Иов), издал цикл сонетов «Плеяда» (1919) и другие поэтические сборники. С 1921 г. преподавал теорию и историю литературы в московских институтах, с 1945 г. — профессор Педагогического института имени В. Потемкина. Исследовательские работы Гроссмана посвящены главным образом русской литературе 19 в., ее поэтике, художественной форме и связям с общественной мыслью и литературой Западной Европы, а также драматургии, театральной жизни. Гроссман много занимался вопросами библиографии и текстологии. Для его исследований характерно стремление к широким историческим параллелям («Лермонтов и культуры Востока», 1941, включает главу «Испанцы и Велижское дело»), к сопоставлению явлений литературы с др. сферами творчества — живописью («Лермонтов и Рембрандт», 1946), театром («Театр Тургенева», 1924; «Пушкин в театральных креслах», 1926, и др.), интерес к психологии творчества и личности художника (беллетризованные монографии: «Преступление Сухово-Кобылина», 1927; «Пушкин», 1939; «Н. С. Лесков», 1945, и др.). Предметом постоянного научного интереса Гроссмана являлось творчество Ф. Достоевского, которое он исследовал в различных аспектах, посвятив ему десятки работ с 1914 г. («Русский Кандид. К вопросу о влиянии Вольтера на Достоевского») до 1965 г. («Достоевский», два доп. изд.). В биографических романах и повестях Гроссмана — «Записки Д’Аршиака» (1930), «Рулетенбург» (1932), «Бархатный диктатор» (1933), «Роман Нины Заречной» (1967) и др. — сочетаются строгая научность с живой манерой изложения. Книга Гроссмана «Исповедь одного еврея» (1924) о трагической судьбе «еврейского Писарева» А. У. Ковнера, включающая его переписку с Ф. Достоевским и В. Розановым, построена как спор апостата, защищающего еврейство, и христианских мыслителей, не приемлющих его. Приложением к книге помещена работа Гроссмана «Достоевский и юдаизм», раскрывающая сложное, двойственное отношение Достоевского к еврейству, которое не может быть исчерпано «одной категорической формулой».

Смотрите также

габбай

Гилгал

Гольдберг Артур Джозеф

ГОСЕТ

Государство Израиль. Еврейские поселения на контролируемых территориях