Десять дней покаяния

ДЕ́СЯТЬ ДНЕЙ ПОКАЯ́НИЯ (עֲשֶׂרֶת יְמֵי תְּשׁוּבָה, асерет иемей тшува), первые десять дней месяца тишрей (с первого дня Рош ха-Шана по Иом-Киппур), посвященные в еврейской традиции покаянию в грехах и мольбам о прощении в наступающем году.

Согласно Талмуду, в Рош ха-Шана вершится небесный суд. Бог, обозревая поступки людей за минувший год, вносит достойных в «книгу жизни» на наступающий год (РхШ. 1:2; 18а), но эту запись Он скрепляет подписью лишь в Иом-Киппур (Тосеф., РхШ. 1:13).

Считается, что неблагоприятный приговор может быть исправлен молитвой и покаянием в течение Десяти дней покаяния. Эта мысль четко сформулирована Маймонидом: «Покаяние в грехах и молитва особо действенны на протяжении десяти дней от Рош ха-Шана по Иом-Киппур и принимаются тотчас же» (Майм. Яд., Хилхот тшува 2:6).

Десять дней покаяния не налагают особых ограничений на повседневную жизнь, но особо набожные евреи постятся в эти дни от утренней до вечерней зари, за исключением субботы и кануна Иом-Киппур. Литургия Десяти дней покаяния несколько отличается от обычной. Например, в текст двух начальных и двух заключительных бенедикций Амиды включаются кратко сформулированные моления о милосердии и о внесении в «книгу жизни»; в окончания третьей и 11-й бенедикций вносятся изменения, призванные подчеркнуть власть Бога над миром; изменяется традиционная формула молитвы каддиш. В течение Десяти дней покаяния в будни перед рассветом читаются специальные молитвы-покаяния — слихот.

Десятью днями покаяния обычно называют ямим нораим (`грозные дни`), хотя в строгом смысле этот термин обозначает только дни Рош ха-Шана и Иом-Киппур. Десятью днями покаяния также называют бейн кесе ле-‘асор (буквально `от новолуния до десятого [дня]`).

Смотрите также

Дан

Дания

дерех-эрец

Дери (Дейч) Тибор

Дон Аминадо