Аллен Вуди
А́ЛЛЕН Вуди (Allen, Woody; настоящее имя и фамилия Аллен Стюарт Кенигсберг, Allen Stewart Königsberg; родился в 1935 г., Бруклин), американский кинорежиссер, актер, сценарист. Учился в Нью-Йоркском университете и Нью-Йоркском городском колледже (исключен из обоих). С 1950-х гг. писал газетные фельетоны и юмористические миниатюры для ночных клубов. В 1952 г., после окончания средней школы, начал сочинять тексты для юмористических телевизионных программ; с 1961 г. выступал в них как актер. В 1965 г. написал сценарий кинокомедии «Что нового, киска?», в которой исполнил главную роль. В 1966 г. написал абсурдный английский текст (пародия на дублирование) к японскому приключенческому фильму, названному им «Что слышно, Тигр Лили?» Две пьесы Аллена для театра — «Не пей воды» (1966) и «Сыграй это еще раз, Сэм» (1969) пользовались успехом на Бродвее и были экранизированы. Во второй пьесе Аллен выступил и как актер, а при ее экранизации (1972) — как сценарист и актер. Аллен снялся также в английском фильме «Казино Ройяль» (1967). Как режиссер, сценарист и исполнитель главной роли Аллен впервые выступил в комедии «Забирай деньги и беги» (1969) — пародии на гангстерские фильмы. Затем последовал ряд пародийных фильмов: «Бананы» (1971) — о карикатурной революции в некой латиноамериканской стране; «Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972; заимствовано название бестселлера врача-сексолога Д. Рубина), пародирующий различные популярные жанры современного американского и европейского кино; «Заснувший» (1973) — пародия на «футурологическую» фантастику. Завершает серию пародийных фильмов «Любовь и смерть» (1975), где объектом пародии оказываются классическая русская литература (Л. Толстой, Ф. Достоевский), а также фильм С. Бондарчука «Война и мир».
Начало нового этапа в творчестве Аллена знаменовал фильм «Энни Холл» (1977), где он как сценарист, режиссер и актер исследовал способы передачи своих подлинных эмоций и мироощущения средствами классического искусства. Основа сюжета — в значительной мере автобиографическая история любви между интеллектуалом-евреем, сочиняющим комедии для ночных клубов, и «стопроцентной американкой», девушкой из протестантской семьи (актриса Диана Китон). Аллен создал в этом фильме многократно повторенный им впоследствии образ-маску рефлектирующего нью-йоркского интеллигента, для которого еврейское происхождение служит источником всевозможных невротических комплексов. От ранних фильмов «Энни Холл» отличается большей глубиной мысли, зрелостью и новизной кинематографических выразительных средств. За этот фильм Аллену — режиссеру и сценаристу — была присуждена премия «Оскар» (1977). В фильме «Интерьеры» (1978), поставленном по образцу фильмов И. Бергмана, Аллен продолжил психоаналитическое исследование семейной жизни (в этом фильме Аллен не играл). В фильме «Манхаттан» (1979) Аллен снова выступил в тройном «амплуа» (режиссер, сценарист и актер). Герой фильма — все тот же нью-йоркский интеллигент-еврей, раздираемый противоречивыми сексуально-романтическими импульсами. В этом черно-белом фильме отразилась любовь Аллена к родному городу; ностальгические мотивы подчеркнуты музыкой Дж. Гершвина. Другой черно-белый фильм — «Воспоминания о «Звездной пыли» (1980) — посвящен тяготам жизни артиста, попавшего в ловушку собственной популярности. Фильм «Эротическая комедия в летнюю ночь» (1982) в привычной для Аллена манере, использующей и пародирующей мотивы У. Шекспира и И. Бергмана, метафорически изображает кино в виде волшебного механического изобретения. В 1983 г. Аллен снял фильм «Зелиг» — сатирическое исследование конформизма. Перепевом старых мотивов Аллена был фильм «Данни Роз с Бродвея» (1983). В фильме «Пурпурная роза Каира» (1985) Аллен (режиссер и сценарист) вводит героиню, сидящую в кинотеатре, в разворачивающееся на экране действие (прием, использованный задолго до Аллена классиком кинокомедии Б. Китоном); фильм построен на противопоставлении суровой действительности соблазнам киновымысла. Ностальгическими воспоминаниями детства проникнут фильм «Дни радио» (1987), перекликающийся с лентой Ф. Феллини «Амаркорд».
Как режиссер и сценарист Аллен выступил в фильмах «Другая женщина» (1989), «Преступления и проступки» (1989), посвященных проблемам семейной жизни; затем снова как режиссер, сценарист и актер — в фильмах «Тени и туман» (1991), «Мужья и жены» (1991), «Тайное убийство в Манхаттане» (1993). Фильм Аллена «Пули над Бродвеем» был представлен к премии «Оскар» (1995). После скандального развода с актрисой Мией Фэрроу, исполнившей главные женские роли в ряде его фильмов, Аллен вернулся к сотрудничеству с Дианой Китон; в последующих фильмах Аллена нередко повторяются свойственные его ранним лентам комические ситуации. В картине «Всемогущая Афродита» (1995) Аллен снялся с греческим хором; в 1996 г. вышел его мюзикл «Все говорят, что я тебя люблю» (1996).
В последние годы Аллен выпустил картины «Разрушитель Гарри» (1997), «Знаменитость» (1998), «Милый и подлый» (1999), «Из кусочков» (2000).
Аллен внес важный вклад в формирование стиля современной американской кинокомедии и характерного для нее образа антигероя. В его творчестве нашла выражение самоирония, которую многие считают характерной чертой еврейского юмора.
Аллен часто печатается в журналах, обычно в «Нью-Йоркере», он автор сборников «Сводя счеты» (1971), «Без перьев» (1976), «Побочные эффекты» (1980) и других.