Дура-Европос

ДУ́РА-Е́ВРОПОС, древний город на среднем Евфрате, ныне в черте города Кал‘а ас-Салихия (Сирия). Основан как форпост эллинистического государства около 300 г. до н. э. Во второй половине 2 в. н. э. перешел под власть парфян, а в 165 г. н. э. — Рима. Разрушен персидскими войсками в 256 г. н. э. Евреи, жившие в Дура-Европос замкнутой общиной, составляли незначительное меньшинство населения.

В Дура-Европос при раскопках 1932–35 гг. (М. И. Ростовцев и другие) была открыта синагога с уникальными фресками, примыкавшая к городским стенам и построенная по образцу соседних языческих храмов. При наступлении персов крыша синагоги была разобрана, часть стен срезана наискось, а интерьер доверху заполнен песком, что при крайне сухом климате способствовало сохранению значительной части росписей. Обнаруженная в синагоге арамейская (см. Арамейский язык) надпись указывает дату ее постройки (244–245), а греческая надпись гласит, что строил ее «старейшина евреев» Шмуэль бен Иди при помощи некоторых членов общины.

Высокое (около 7 м) главное помещение синагоги, сильно вытянутое в ширину (7,68 м × 13,35 м), со скамьями вдоль стен, имеет в западной стене, обращенной в сторону Иерусалима, полукруглую нишу, по-видимому, для свитков Торы и возвышение перед ней. Над скамьями тянется декоративный фриз с чередующимися изображениями ланей, женских масок и хищников из рода кошачьих с добычей. Выше располагаются три яруса росписей, главным образом библейских сцен, которые включают и языческие образы, фигуры, символы. Каждая из сцен заключена в различные по ширине прямоугольники, отделенные друг от друга бордюрами с орнаментом из стилизованной виноградной лозы.

В исполнении росписи очевидны две стилистические тенденции. Фигуры главных библейских героев (Моисей, Иаков, Иосиф и т. д.), представленных в греческой одежде, а также израильских воинов в римских доспехах выполнены под непосредственным влиянием греческой живописи, тогда как в изображении Иехезкеля, Мордехая, сынов Аарона, израильтян в битве с филистимлянами и другими враждебными народами плоскостно-линейная трактовка фигур, а также парфянские одежды указывают на воздействие парфянского искусства. Его влияние ощутимо и в изображениях женщин (царица Эсфирь, дочь фараона и другие). Вместе с тем, в ряде случаев художники пытались точно следовать библейским описаниям (облачение первосвященника Аарона, Ковчег Завета) и воспроизводили еврейские религиозные атрибуты (менора, лулав, этрог). На оставшихся от облицовки потолка изразцах имеются рельефные эмблемы изобилия (снопы и связки плодов), женские головки, птицы, рыбы, бегущие газели, кентавры с рыбой в протянутой руке; на некоторых — греческие и арамейские датированные надписи с именами жертвователей.

Под этой синагогой были обнаружены остатки другой, меньшей по размерам (4,6 м × 10,85 м), построенной в конце 2 в. – начале 3 в. и украшенной декоративной росписью (геометрический и растительный орнаменты).

Стенопись Дура-Европос служит еще одним доказательством того, что в 3 в. еврейские общины в диаспоре, как и в Эрец-Исраэль (см. Бет-Альфа), еще не считались с библейским запретом изображать людей и даже помещали в синагоге изображения главных персонажей Библии. Для истории искусства росписи в Дура-Европос особенно важны как своеобразный вариант еврейско-эллинистического стиля, представления о котором до 1930-х гг. основывались на раннехристианской живописи в римских катакомбах.

Смотрите также

Дан

Двир

депутаты еврейского народа

доносчики

Дуран Профиат