Еврейское историко-этнографическое общество

ЕВРЕ́ЙСКОЕ ИСТО́РИКО-ЭТНОГРАФИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО, организованное в Петербурге в 1908 г. на базе Историко-этнографической комиссии, основанной в 1892 г. при Обществе для распространения просвещения между евреями в России по инициативе С. Дубнова. Во главе Еврейского историко-этнографического общества стояли М. Винавер (председатель), С. Дубнов, М. Кулишер (вице-председатели), С. Гольдштейн (1855–1926; архивариус), М. Вишницер, Ю. Гессен, Л. Штернберг. Деятельность Еврейского историко-этнографического общества по розыску и публикации документов и материалов (главным образом по истории евреев России и Польши), организация этнографических экспедиций, устройство публичных лекций сыграли огромную роль в развитии научной еврейской историографии и этнографии. В вышедших под редакцией С. Дубнова сводах документальных исторических данных «Регесты и надписи» (т. 2, 1910; т. 3, 1913; 1-й том был издан в рамках Историко-этнографической комиссии в 1899) опубликовано около 2450 надписей, документов, обзоров архивных источников, фрагментов из исторических сочинений и записок путешественников, касающихся истории российского еврейства. Журнал Еврейского историко-этнографического общества «Еврейская старина» (тт. 1–10, 1909–18, редактор С. Дубнов; тт. 11–12, 1924–28, главный редактор Л. Штернберг; т. 13, 1930, главный редактор И. Цинберг) опубликовал около 600 исследований и научных сообщений по истории, социологии, статистике, этнографии, археологии, истории искусства, литературы, языка евреев Российской империи. Материалы этнографической экспедиции под руководством С. Ан-ского в 1911–14 гг. (около 700 старинных предметов быта, свыше 100 подлинных исторических документов, в том числе 50 пинкасов, две тысячи фотографий и многое другое) составили основу музея Еврейского историко-этнографического общества (функционировал с 1916 г. до 1930 г.). После революции обществу удалось опубликовать два тома «Материалов для истории антиеврейских погромов в России» (1919–23) — извлечения из государственных архивов о подготовке и проведении погромов в 1903 г. (редакторы С. Дубнов и Г. Красный-Адмони) и в 1881 г. (редактор Г. Красный-Адмони). Однако деятельность Еврейского историко-этнографического общества, подвергавшаяся нападкам Евсекции, пошла на убыль, особенно после отъезда из России С. Дубнова. В конце 1929 г. общество было закрыто, его библиотека (свыше 4 тыс. томов) и архив поступили главным образом в Публичную библиотеку имени М. Салтыкова-Щедрина (Ленинград), а экспонаты музея большей частью в этнографический отдел Русского музея (Ленинград; с 1934 г. — Музей этнографии народов СССР). Научная обработка материалов архива и музея фактически прекратилась со 2-й половины 1930-х гг. после ареста или увольнения немногих занимавшихся этим специалистов.

Смотрите также

еврейско-испанская литература

Ейвин Шмуэль

ессеи

Ефройкин Исраэль

Ефрон Илья