животные

ЖИВО́ТНЫЕ (בַּעַל חַיִּים, ба‘алей хаим). В отдельных библейских повествованиях можно усмотреть отголоски верований, согласно которым в досинайскую эпоху у израильских племен известные животные считались воплощением божества или носителями сверхъестественных свойств, например, золотой телец, медный змей (Чис. 21:6–9). Однако попытки некоторых исследователей на этом основании, а также на основании установленного Библией деления животных на чистых (то есть употребляемых в пищу) и нечистых (Лев. 11; Втор. 14:4–19) и устойчивой символической связи определенных животных с некоторыми из колен Израилевых (например, Иехуда — лев, Биньямин — волк и т. п.; см. Чис. Р. 2:6) реконструировать для иудаизма стадию тотемизма оказались несостоятельными. В отличие от тотемических животных (запрет на употребление мяса или использование рабочей силы которых снимается в определенных обстоятельствах), использование нечистых животных в пищу для ритуальных целей категорически запрещено в Библии. Вместе с тем употребление мяса чистых животных, символизирующих колена Израиля, дозволяется при любых обстоятельствах. Запрещение идолопоклонства устранило всякую возможность культа животных, и изготовление золотого тельца вошло в сознание еврейского народа как один из тягчайших грехов.

Книга Бытия свидетельствует об отношении к животным как к части природного окружения человека и устанавливает подчиненный человеку статус животного (1:28). Библейское повествование и заповеди исходят из представления, что как человек, так и животные являются творением Бога, который проявляет милосердие к обоим и хранит обоих (Иона 4:11; Пс. 36:7). На животных распространяется обязательность субботнего отдыха (Исх. 20:10; Втор. 5:14); запрещено разорять птичье гнездо в присутствии матери птенцов (Втор. 22:6–7); запрещено «заграждать рот волу, когда он молотит» (Втор. 25:4) и т. п. Согласно библейскому представлению, животные способны страдать и подлежат защите и милосердию со стороны человека (Исх. 23:5; Пр. 12:10). Отношение к животному как к живой душе находит выражение и в библейском законодательстве, согласно которому животное подлежит наказанию за убийство в той же мере, что и человек (Исх. 21:28–32).

Принесение животного в жертву Богу также свидетельствует о значении животного в библейском мировоззрении. Первоначально употребление в пищу мяса животных было дозволено только при жертвоприношении, и лишь впоследствии был разрешен убой вне сакральных рамок (Втор. 12:20–21).

Основы библейского отношения к животным развиваются и углубляются в Талмуде. На причинение страданий животным налагается строжайший запрет, который законоучители наделяют авторитетностью постановлений ми-де-орайта (`исходящий из Торы`; Шаб. 128б; БМ. 32б). Талмуд вводит в Галаху понятие ца‘ар ба‘алей-хаим (буквально `[облегчение] страдания животных`), ставя его в ряд основных предписаний религиозного закона с целью предотвратить жестокое отношение к животным и утвердить обязательность заботы о них. Человек не имеет права купить животное, не обеспечив заранее его пропитания (ТИ. Иев. 15); запрещено приступать к еде, пока не накормлены животные (Гит. 62а), о чем следует заботиться даже в субботу. Правилам безболезненного убоя скота и птиц посвящены первые две главы талмудического трактата Хуллин, значительная часть Хилхот шхита свода Маймонида и целый раздел одной из книг Шулхан аруха (Иоре де‘а). Согласно Аггаде, Моисей и Давид были избраны Богом «пастырями Израиля» потому, что еще в бытность простыми пастухами они проявили милосердие по отношению к скоту (Исх. Р. 2).

Важность гуманного отношения к животным неоднократно подчеркивается и в средневековой еврейской литературе. Так, Са‘адия Гаон причисляет милосердие к животным к «заслугам, которые не могут не быть вознаграждены в этом мире»; Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид неоднократно обсуждает вопрос о страданиях животных. Статус животных в рамках Божественного провидения и проблема вознаграждения и наказания животным занимает видное место в средневековой еврейской философии.

О видах животных в Израиле см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Географический очерк. Фауна.

Смотрите также

Жаботинский Владимир

Жакоб Франсуа

жидовствующие

Житловский Хаим

Житомир