Закуто Моше бен Мордехай
ЗАКУ́ТО (Заккут) Моше бен Мордехай (Zacuto, Moses ben Mordecai; около 1620, Амстердам, – 1697, Мантуя), философ-каббалист (см. Каббала) и поэт. Родился в семье португальских марранов, получил образование в иешивах Амстердама и Польши. В 1645 г. поселился в Венеции; впоследствии стал одним из раввинов города и основал в нем каббалистическую школу (иешиву). С появлением Саббатая Цви Закуто был склонен видеть в нем подлинного Мессию, однако после отступничества Саббатая Цви Закуто разочаровался в саббатианском движении и подверг его резкой критике. С 1673 г. и до самой смерти Закуто исполнял должность раввина в Мантуе. Он вел переписку со многими выдающимися каббалистами и считался главой итальянских каббалистов.
Закуто является автором двух комментариев к книге Зохар, аннотаций к сочинениям Ицхака Лурии и Хаима Витала, а также многочисленных респонсов, среди которых особой известностью пользовалось пространное каббалистическое послание краковским раввинам. Закуто составил каббалистические тиккуним, специальные молитвы, произносимые при ритуальных церемониях, которые многократно переиздавались и оказали глубокое влияние на религиозную жизнь итальянского еврейства. Из комментариев Закуто к Мишне и Иерусалимскому Талмуду комментарий к последнему не сохранился.
Значительная часть поэзии Закуто посвящена каббалистическим темам. Его поэма «Тофте арух» («Преисподняя уготована»), обнаруживающая влияние «Божественной комедии» Данте, пользовалась широкой известностью и высоко ценилась каббалистами. Поэма состоит из 185 рифмованных пятистиший и описывает судьбу грешников и праведников в загробном мире (см. Олам ха-ба).
Закуто — автор первой драмы на иврите (см. Еврейская литература средних веков и Возрождения) на библейский сюжет «Иесод олам» («Основа мира»). В основе сюжета лежит история Авраама — праведника, на котором зиждется мир. Драма почти целиком состоит из сонетов и построена в соответствии с классическими правилами европейской драматургии 16 в. – начала 17 в. Рационалистические философские идеи, высказываемые в драме Авраамом, близки взглядам Маймонида.