Западная стена
ЗА́ПАДНАЯ СТЕНА́ (הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי, Ха-Котел ха-ма‘арави; в европейской традиции Стена плача), часть (длиной 485 м) уцелевшей после разрушения Второго храма (70 г. н. э.) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме.
Стена была возведена в правление Ирода I (37–4 гг. до н. э.); она поддерживала земляную насыпь, сделанную для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Стена была сложена без какого-либо скрепляющего раствора из рядов гладко обтесанных камней (средняя высота камней 1–1,2 м, длина — 1,5–3 м, некоторые до 12 м) со слегка выступающей прямоугольной филенкой на лицевой стороне. Для придания стене большей устойчивости против давления земляных масс насыпи каждый последующий ряд кладки несколько отступает от предыдущего вглубь. По мере того, как нижние ряды кладки покрывались земляными наносами (к началу 19 в. над поверхностью земли оставались лишь пять верхних рядов иродианской кладки), стена надстраивалась; в настоящее время над иродианской кладкой возвышается еще 19 рядов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.
Начатые в 19 в. исследования (Э. Робинсон, 1838; Ч. Уоррен, 1867–70) позволили обнаружить остатки примыкавшей к Западной стене арки, являющейся одной из несущих арок монументальной лестницы, ведшей на Храмовую гору; заложенные камнями ворота (на уровне 22-го ряда кладки от грунта) высотой 8,76 м, за которыми, по-видимому, находилась лестница, ведущая на площадь перед Храмом (Дж. Барклай, 1850); остатки сводчатого моста, соединявшего площадь с Верхним городом (Ч. Вильсон, 1867–68). В 1867–70 гг. Ч. Уоррен с помощью глубоких шахт достиг скального грунта, на котором покоится стена, и установил, что под землей скрывается 19 рядов иродианской кладки.
До 1968 г. систематическое исследование Западной стены было невозможно: вначале ввиду запрета турецких властей, а во времена британского мандата (см. Израиль. Эрец-Исраэль. Исторический очерк. Период британского мандата) и владычества Иордании — из-за противодействия арабского духовенства. В феврале 1968 г. Б. Мазар начал осуществление многолетней программы раскопок Западной стены и прилегающего к ней участка. Полученные в этих раскопках данные не только обогатили науку новыми сведениями, но и позволили исправить ряд ошибочных заключений относительно характера и назначения строений, остатки которых были обнаружены ранее.
В еврейском религиозно-национальном сознании Западная стена является святыней, так как она представляет собой сохранившуюся часть храмового комплекса. В первые века после разрушения Храма евреи собирались на молитву на Масличной горе, откуда открывается вид на всю Храмовую площадь. Однако начиная с 5 в. возникает обычай молиться у Стены плача, которая постепенно превращается в символ связи еврейского народа с его исторической родиной, в место, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о восстановлении Израиля в его стране (см. Избавление). Святость Западной стены, а также препятствия, в разное время чинившиеся мусульманскими властями доступу к ней, побуждали евреев попытаться выкупить у мусульман Стену плача (хахам Абдулла из Бомбея, примерно в 1850 г.) или, по меньшей мере, прилегающие к ней участки (М. Монтефиоре, приблизительно в 1860 г.; барон Э. де Ротшильд в 1887 г.; Англо-Палестинский банк накануне Первой мировой войны). Эти предложения всякий раз наталкивались на решительный отказ мусульманских руководителей; поводом для отказа было нахождение у Западной стены могилы мусульманского святого.
После опубликования 2 ноября 1917 г. Бальфура Декларации, признавшей за евреями право на восстановление национального очага в Палестине, Западная стена превратилась в одно из средоточий нарастающей напряженности. Арабы, и ранее чинившие всяческие препятствия проведению евреями молитв у Стены плача, а иногда и нападавшие на молящихся, выступили с заявлением, что Западная стена, будучи интегральной частью расположенной на Храмовой горе мечети ал-Акса, представляет собой мусульманскую святыню. В 1920-х гг. арабское духовенство пустило в обращение легенду (не имеющую основания в мусульманской религиозной традиции), будто пророк Мухаммад, прибыв в Иерусалим на своем легендарном коне ал-Бураке, привязал его у Западной стены и тем самым освятил ее. Одним из самых ярых поборников непререкаемости прав мусульман на Западную стену был Хадж Амин ал-Хусейни, ставший к концу 1920-х гг. муфтием Иерусалима и возглавивший антиеврейское движение в Эрец-Исраэль. Участились нападения на евреев, молившихся у Западной стены или направлявшихся к ней через арабские кварталы; в Иом-Киппур 1928 г. арабы разрушили перегородку, разделявшую молящихся у Западной стены мужчин и женщин.
Эта ситуация, усугубленная антиеврейским погромом в Иерусалиме в 1929 г., побудила британские мандатные власти учредить специальную следственную комиссию, которую позднее заменила международная комиссия Лиги Наций. Эта комиссия летом 1931 г. постановила, что мусульмане обладают непререкаемым правом на Западную стену, однако евреи имеют неоспоримое право молиться там. Вместе с тем им запрещается устанавливать у Западной стены скамьи, перегородку и трубить в шофар. Арабские лидеры отвергли решение комиссии, в то время как официальные еврейские учреждения подмандатной Палестины признали его. Запрет трубить у Западной стены в шофар воспринимался многими евреями как унижение национального достоинства и опасный политический прецедент. Начиная с Иом-Киппура 1930 г., в те дни, когда еврейская традиция предписывает трубить в шофар (Рош ха-Шана и Иом-Киппур), члены Бетара трубили в шофар у Западной стены, за что подвергались арестам и тюремному заключению.
По перемирию 1949 г. (см. Война за независимость) евреям гарантировался доступ к Западной стене, которая — как и весь Старый город Иерусалима — была захвачена Иорданией и осталась под ее управлением после перемирия. Однако в нарушение соглашения иорданские власти на протяжении всех 19 лет оккупации восточной части Иерусалима не допускали евреев к Западной стене. На третий день Шестидневной войны (7 июня 1967 г.) отряд израильских парашютистов вышел к Западной стене, и звук шофара в руках Ш. Горена, бывшего тогда главным военным раввином, возвестил о ее освобождении. Почти сразу же началось массовое стечение к Западной стене евреев со всех концов Израиля и из-за рубежа. Подступавшие вплотную к Западной стене дома арабского квартала Муграби были вскоре снесены, и в праздник Шаву‘от, первый после завершения Шестидневной войны, около четверти миллиона евреев побывали у святыни. Впоследствии были также снесены строения, закрывавшие южную часть Стены плача, и территория перед ней была превращена из узкого тупика 28 × 3,6 м в просторную площадь, значительная часть которой отведена для молитвы. Были обнажены еще два ряда иродианской кладки. Здесь в любое время года, днем и ночью можно застать евреев за молитвой и чтением Торы и псалмов.
О раскопках у Западной стены см. также Археология, Иерусалим.
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ