зугот
ЗУГО́Т (זוּגוֹת; букв. `пары`, дуумвиры), принятое в Талмуде название пяти пар законоучителей (Хаг. 2:2; Авот 1:4–12) периода Второго храма: Иосе бен Ио‘эзер из Цреды и Иосе бен Иоханан из Иерусалима (приблизительно первая половина 2 в. до н. э.); Иехошуа бен Прахия и Ниттай из Арбела; Иехуда бен Таббай и Шим‘он бен Шетах; Шма‘я и Авталион; Хиллел и Менахем, позднее Шаммай (конец 1. в. до н. э. – начало 1 в. н. э.). Первый в каждой паре был наси (глава Синедриона), второй — ав-бет-дин (председатель суда; Хаг. там же).
Устанавливая последовательность передачи Закона от Моисея до составителей Мишны, Талмуд утверждает, что зугот были связующим звеном между мужами Великого собора и таннаями. Первые дуумвиры восприняли Устный Закон от Антигона из Сохо, который, в свою очередь, его «получил от Шим‘она Праведного, одного из последних мужей Великого Собора» (Авот 1:2–3). Пятую пару в раввинистической традиции принято считать первыми таннаями. Первая пара, видимо, выполняла и определенные административные функции (ТИ. Сота 9:10), которые впоследствии перешли к правителям из династии Хасмонеев.
Талмуд приводит ряд постановлений, этических предписаний и афоризмов, приписываемых зугот (ТИ. Псах. 1:6; Шаб. 14б; Авот 1:4–15).