зхут авот
ЗХУТ АВО́Т (זְכוּת אָבוֹת; буквально `заслуги отцов`) понятие о благоволении Всевышнего к потомкам за заслуги родителей и прародителей. Понятие зхут авот встречается в Библии многократно: Бог обещает сынам Израилевым простить их прегрешения за заслуги патриархов Авраама, Исаака и Иакова (Лев. 26:42, 44; Втор. 4:31; 7:12–13 и др.), возвратить по мольбе праматери Рахили народ Израиля в землю его (Иер. 31:15–17), закрепить навеки престол Давида за домом его и защитить царство Израилево от врагов (I Ц. 9:5; Ис. 37:35; Пс. 89:36–37; II Хр. 7:18 и др.).
В Пятикнижии содержится также понятие об ответственности за грехи отцов (например, Исх. 20:5), находящееся в противоречии с идеей о чисто индивидуальной природе вины, не влекущей за собой наказания потомков, которая сформулирована уже во Второзаконии (24:16) и особенно характерна для развитого этического сознания пророков (Иер. 31:29–30; Иех. 18:19–20). Желая разрешить противоречие между последними двумя концепциями, законоучители Талмуда выдвигают предположение о том, что потомки подвергаются каре за грехи предков только тогда, если они повторяют те же грехи (Бр. 7а; Санх. 27б).
В Талмуде и раввинистической литературе понятие зхут авот значительно расширено и подразумевает добрые дела не только патриархов-отцов народа, но и вообще предков любого человека. Однако во всех источниках подчеркивается, что право индивидуума на избавление от бедствий и спасение души в силу зхут авот обусловлено прежде всего его праведным поведением. Эта мысль сформулирована в известном изречении Хиллела: «Если не я за себя, то кто за меня?» (Авот 1:14) — и развита в АдрН. (12:27): «Если я не заслужил жизнью моей, кто за меня заслужит?».
В Талмуде и мидраше содержится мнение о том, что действенность заслуг патриархов исчерпалась (Шаб. 55а; Лев. Р. 36:6), что, однако, не означает отмены завета, заключенного с праотцами Богом, ибо завет вечен.