Иошияху

ИОШИЯ́ХУ (יֹאשִׁיָּהוּ; יְאוֹשִׁיָּהוּ; в русской традиции Иосия), царь Иудеи (640–609 гг. до н. э.). Взошел на престол в восьмилетнем возрасте после убийства его отца Амона. Царствование Иошияху отмечено великим национальным возрождением, и автор II книги Царей говорит об Иошияху: «Не было до него царя подобного ему... и после него не восстал подобный ему» (23:25; ср. Иер. 22:11,15–16). Действительно, роль Иошияху в возрождении страны и народа вряд ли можно переоценить. Освободившись после смерти Ашшурбанипала (около 627 г. до н. э.) от ассирийского господства, Иошияху не только действовал как царь абсолютно суверенной Иудеи, но также распространил свою власть на север — на бывшие ассирийские владения Самарию (II Ц. 23:19), Мегиддо (включая Изреельскую долину) и Галилею (II Хр. 34:6); часть северной Филистеи была, по-видимому, присоединена к Иудее, и еврейские поселения были основаны к югу и востоку от Газы и в районе Эйн-Геди. Тогда же были построены новые, главным образом торговые и ремесленные кварталы Иерусалима и возведена новая стена, защищавшая город с запада.

Территориальная экспансия Иудеи сопровождалась духовно-религиозным подъемом. При Иошияху была осуществлена реформа культа, состоявшая в централизации богослужения в Иерусалиме (II Ц. 23:4–24) и в ликвидации проникших в Иудею под ассирийским влиянием языческих и, в первую очередь, астральных культов. Апогеем культовой реформы было официальное опубликование «Книги Торы» или «Книги Завета» (по-видимому, Второзакония), обнаруженной при очищении Храма на 18-м году царствования Иошияху (622 г. до н. э.; II Ц. 22:8–13; 23:1–3). Впервые в истории Израиля Тора приобрела государственный статус, что сыграло решающую роль в духовном и социальном формировании еврейского народа при возвращении из пленения вавилонского.

Под влиянием реформ Иошияху в Иудее сложилась новая историографическая школа, так называемая девтерономи­че­ская. Эта школа оказала решающее влияние на формирование исторического мировоззрения еврейского народа. Критерием оценки деятельности царей становится их вклад в концентрацию служения Яхве исключительно в Иерусалимском храме и забота о чистоте культа единого Бога. Лишь те цари, которые вели бескомпромиссную борьбу против языческих влияний и против иных, нежели Иерусалимский храм, культовых центров, удостаивались похвалы. Падение северного Израильского царства являлось Божественной карой за отправление культа Бога Израиля в других святилищах (II Ц. 17). Вершиной историографии девтерономи­че­ской школы является книга Царей, ядро которой, согласно господствующему ныне мнению, сложившемуся на основании новейших исследований, было создано в эпоху Иошияху, а не в период вавилонского пленения.

Национально-политический подъем Иудеи стал возможен благодаря ослаблению Ассирии, ведшей борьбу за свое существование с Вавилонией. Поэтому, когда летом 609 г. до н. э. фараон Нехо II выступил на помощь ассирийским силам, Иошияху попытался не допустить прохода египетского экспедиционного корпуса и пал в сражении у Мегиддо. Тело Иошияху было привезено на колеснице в Иерусалим, и его смерть была воспринята в стране как тяжкая потеря.

Смотрите также

Идельсон Аврахам

идиш литература

Иордан

Иссерлейн Исраэль бен Птахия

ишув