Исав

ИСА́В (עֵשָׂו, Эсав), первенец Исаака и Ревекки, близнец Иакова. Библия именует его также Эдомом, родоначальником эдомитян (идумеев; Быт. 36:1, 8–9). Книга Бытие описывает Исава, любимого сына Исаака, как искусного зверолова, «человека полей», в противоположность любимцу Ревекки, кроткому Иакову, «живущему в шатрах» (Быт. 25:27). Согласно библейскому рассказу, Бог открыл беременной Ревекке, что близнецы станут родоначальниками двух народов и народ, который произойдет от старшего из близнецов, будет в подчинении у потомков младшего (Быт. 25:22–23). Это пророчество в известном смысле отразилось на судьбе самих братьев: Иаков за чечевичную похлебку выкупил у голодного Исава право первородства (Быт. 25:29–34) и под видом Исава получил от отца благословение, предназначенное первенцу (Быт. 27:1–30). Вместо благословения первенца на долю Исава выпало благословение, звучащее эхом предсказания, полученного Ревеккой, однако в последних словах Исаака старшему сыну (Быт. 27:40) слышится намек на восстановление независимости Эдома при Соломоне и Иораме (I Ц. 11:14, 25; II Ц. 8:20–22).

Исав вознамерился убить Иакова, однако тот, по совету матери, отправился к брату Ревекки, Лавану. Исав со своими тремя женами, две из которых были ханаанеянками (см. Ханаан), а третья — дочерью Исмаила, с детьми, скотом и имуществом переселился в Се‘ир. Когда после 20-летнего отсутствия Иаков вернулся в родные края, Исав вышел ему навстречу и радушно принял брата.

В сказаниях об Исаве отразилась напряженность отношений между сынами Израиля (Иакова) и Исава (Эдома). Эта персонификация используется также в книгах пророков (Амос 1:11).

Много внимания уделяется Исаву в Аггаде. Ставя ему в заслугу почитание Исаака и подчеркивая искренность слез, пролитых Исавом по отобранному у него обманом благословению отца (Втор. Р. 1:14; Танх., Кдошим 15), аггадические источники вместе с тем отражают в основном сложившееся в народном сознании представление об Исаве как об олицетворении греховности и зла, прародителе исторических врагов и угнетателей еврейского народа. Исав предстает носителем «всех ненавистных Господу грехов» (Танх., Толдот 8); на его руках воспитывался Амалек, приходившийся ему внуком (Быт. 36:12), родоначальник амалекитян, злейших врагов Израиля, и ему Исав наказал отомстить потомкам Иакова за нанесенную ему обиду (Втор. Р. 2:13; Ял. Шим., Хуккат 764). Ненавистный евреям царь Ирод был эдомитянином, и в талмудических источниках «злодейская» Римская империя почти всегда именуется Эдомом, а ее правители Тит и Адриан символически трактуются как его наследники (Гит. 56б, 57б; ТИ., Та‘ан. 4:8, 68г).

В средние века эта метафорика распространилась в еврейской традиции на христианские государства, преследовавшие евреев.

Смотрите также

Иерусалим. Иерусалим в искусстве

Ионеско Эжен

Иоффе Шмуэль

искусства пластические

Исмаил