Альтман Натан
А́ЛЬТМАН Натан Исаевич (1889, Винница, – 1970, Ленинград), художник. Учился в Одесском художественном училище (1902–1907) и в Париже (1910–11). В 1912 г. приехал в Петербург.
Альтман рано проявил глубокий интерес к еврейскому искусству, сохранив его на всю жизнь. Раннее творчество Альтмана разнообразно: яркие живописные пейзажи, портреты, книжная графика, карикатуры, скульптура в бронзе и гипсе, декоративные рельефы. Одна из самых известных ранних работ Альтмана — портрет А. Ахматовой (1915), отличающийся пластичностью, полный света и красок. После октябрьского переворота 1917 г. Альтман возглавил секцию художественных работ коллегии по делам искусств и художественной промышленности. В 1918–20 гг. Альтман — профессор Свободных художественных учебных мастерских (СВОМАС). Им сделано несколько графических и скульптурных портретов Ленина. С 1921 г. Альтман — руководитель отдела изобразительного искусства при Народном комиссариате просвещения. В этот период главным в творчестве Альтмана становится работа в театре. В 1922 г. он выполнил художественное оформление спектакля по пьесе С. Ан-ского «Диббук» в театре «Хабима». Альтман оформил спектакли «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1921; «Доктор» по Шалом Алейхему, 1927; «Десятая заповедь» И. Добрушина по А. Гольдфадену, 1926, и другие. В 1925 г. Альтман работает над эскизами декораций и костюмов к кинофильму «Еврейское счастье» (по Шалом Алейхему). В 1924–28 гг. Альтман — главный художник ГОСЕТа. Живописный портрет Ш. Михоэлса (1926) относится к числу самых больших достижений Альтмана-портретиста. В 1933 г. Альтман создал серию иллюстраций на библейские темы («Адам и Ева», «Авраам, Сарра и служанка», «Каин и Авель», «Лот и его дочери» и другие). В 1936 г. поселился в Ленинграде (см. Санкт-Петербург). К этому времени он почти оставил живопись и занялся книжной графикой и работой в театре. Альтман оформил спектакли «Бар-Кохба» Ш. Галкина, «Горит» И. Л. Переца (1940), «Заколдованный портной» по Шалом Алейхему (1940). Во время Второй мировой войны Альтман, наряду с интенсивной театральной работой, уделял много времени антифашистской карикатуре. После войны создал серию иллюстраций к повести Шалом Алейхема «С ярмарки» и его рассказам (1948, 1956), написал ряд портретов, оформил много спектаклей, выполнил театральную композицию по мотивам «Заколдованного портного» Шалом Алейхема; не связанный режиссерским замыслом, Альтман создал свободное художественно-драматургическое произведение, необычно решая проблемы пластики, композиции, ритма.