Иудея

ИУДЕ́Я (יְהוּדָה, Иехуда; אֶרֶץ יְהוּדָה, Эрец-Иехуда, `Земля Иехуды`), обширная историческая область Эрец-Исраэль к югу от Самарии. В Библии впервые упомянута как Земля Иехуды (Втор. 34:2). В качестве надела этого колена простиралась от Мертвого до Средиземного моря (ИбН. 15:1–12) и включала Иудейскую пустыню, Иудейские горы, Шфелу (Шфелат-Иехуда, то есть Иудейская низменность), значительную часть гор и низменности Негева (о природе и климатических условиях этих районов см. соответствующие места в статье Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Географический очерк).

В эту территорию на юге входил надел колена Шим‘она (ИбН. 19:1–9); на ней располагалось свыше 110 городов (ИбН. 15:21–62), в том числе такие значительные, как Арад, Ашдод, Ашкелон, Беер-Шева, Бет-Шемеш, Газа, Двир, Лахиш, Хеврон и другие, возникшие, по данным раскопок, еще в четвертом-третьем тыс. до н. э., то есть до поселения здесь ханаанейских племен. Ее завоевание объединенными силами колен Иехуды и Шим‘она (Суд. 1:3–20), при сохранении отдельных анклавов ханаанеев (Суд. 1:19; последние продолжали проживать и в покоренных городах), с 12 в. до н. э. осложнилось борьбой с экспансией филистимлян, отторгших от Иудеи почти все побережье Средиземного моря.

Представление о Земле Иехуды сохранялось в период царств Саула, Давида и Соломона (I Сам. 22:5), а после раскола царства Соломона в 928 г. до н. э. утвердилось вплоть до захвата его Вавилонией (586 г. до н. э.) за Иудейским царством (ср. II Ц. 23:24 и 25:22), которое лишь однажды названо в Библии малхут Иехуда (`царство Иехуды`; II Хр. 11:17) и в территорию которого, помимо наделов Иехуды и Шим‘она, вошли части надела Биньямина с Иерусалимом и Иерихоном и первоначального надела колена Дана.

При возвращении евреев из пленения вавилонского в начале персидского владычества над Эрец-Исраэль (с 539 г. до н. э.) заселенная ими территория (главным образом Иерусалим и его окрестности) стала называться Иехуд (Дан. 2:25 и в других местах; Эз. 5:1 и в других местах; арамейская форма названия Иудеи). Ее граница с провинцией Самария проходила к северу от Бет-Эля, западная граница отделяла от Иудеи все приморье (провинция Ашдод), а южная — весь Негев и район Хеврона (провинция Идумея; см. Эдом).

При владычестве Птолемеев (между 323 г. до н. э. и 200 г. до н. э.) Иудея входила в состав провинции Сирия и Финикия, а при Селевкидах (между 200 г. до н. э. и 164 г. до н. э.) в Келесирию. С образованием и расширением независимого царства Хасмонеев вся его территория стала именоваться Иудея, как вслед за тем и территория царства Ирода I.

В 6 г. н. э. римляне, установив свою власть над Эрец-Исраэль, выделили Иудею, наряду с Галилеей, Самарией и Заиорданьем, в отдельную область с прокураторским управлением, лишь на короткое время (между 41 г. и 44 г.) заменив его царским (см. Агриппа I). После переименования в 138 г. (конец Бар-Кохбы восстания) Эрец-Исраэль в Палестину, декретированного императором Адрианом, Иудея как геополитическое понятие отмирает, сохраняясь лишь в раввинистической литературе и в таких определениях, как название народа (иудеи) и его религии (иудейская вера, иудаизм).

В израильском политическом и публицистическом обиходе после образования Государства Израиль Иудеей стали называть заселенную главным образом арабами восточную часть этой исторической области, оккупированную Трансиорданией (см. Иордания) в ходе Войны за Независимость и перешедшую (наряду с Самарией) в 1967 г. после Шестидневной войны под контроль израильских властей (подробнее см. Государство Израиль. Еврейские поселения на контролируемых территориях).

Смотрите также

Израиль — народ в диаспоре. В средневековом христианском мире

Израильское рабочее движение

Исраэль Меир ха-Кохен

Италия

иудействующие