Ам-ха-арец

АМ-ХА-А́РЕЦ (עַם הָאָרֶץ; буквально `народ земли`). В Библии значение этого термина зависит от контекста: а) обычно ам-ха-арец — население, вне зависимости от его этнической принадлежности; б) при употреблении во множественном числе (עַמֵי הָאֲרָצוֹת) амей-ха-арацот этот термин обозначает `чуждые`, то есть языческие племена, в частности, в текстах, относящихся к периоду после пленения вавилонского, — племена в Эрец-Исраэль и соседних землях, которые были враждебны вернувшимся евреям (Эз. 3:3, 9:11, 10:2; Нех. 10:29, 10:31–32); в) ам-ха-арец может обозначать и какую-то часть населения, участвующую в определенном действии (например, II Ц. 11:18, 21:24; Иер. 34:19). В таком случае трудно однозначно определить точный смысл этого термина, однако очевидно, что уже в период Второго храма он применялся к евреям, несведущим в Торе и не соблюдавшим заповеди (см. Мицвот), особенно связанные с обработкой земли и ритуальной чистотой. Фарисеям и хаверим (см. Хавер) предписывалось чуждаться ам-ха-арец, так как общение с ними могло привести к ритуальной нечистоте (см. Чистота и нечистота ритуальные) или к случайному употреблению в пищу сельскохозяйственных продуктов, от которых не была отделена десятина. В этот период термин ам-ха-арец обозначал не какую-либо социальную категорию, но служил определением для тех, кто не придерживался иудаизма в форме, установленной фарисеями.

После разрушения Второго храма определение ам-ха-арец в основном применялось к людям, которые не знали Тору. Большинство ам-ха-арец были выходцами из низших слоев населения, но в их число входили и представители иных слоев. Об этом, например, свидетельствует изречение: «Ученый мамзер выше первосвященника, который ам-ха-арец» (Хор. 3:8). Ряд талмудических (см. Талмуд) сентенций отражает враждебность, существовавшую в этот период между знатоками Учения и ам-ха-арец. Согласно Талмуду, человек, который не изучает Тору, разрушает единство народа. К концу таннаитского периода (см. Таннаи) постепенное ослабление внимания к изучению ряда законов о ритуальной чистоте способствовало исчезновению из общественной жизни понятия ам-ха-арец. В дальнейшем так называли человека, не обладающего достаточными познаниями в области еврейской религиозной традиции. В хасидской (см. Хасидизм) литературе ам-ха-арец — наивный, но приверженный Богу простолюдин.

Смотрите также

Амихай Иехуда

Ассирия

Аушвиц

Ауэр Леопольд

Ашкенази Шломо бен Натан