Канетти Элиас

КАНЕ́ТТИ Элиас (Canetti, Elias; 1905, Рущук, ныне Русе, Болгария, – 1994, Цюрих), австрийский писатель. Писал на немецком языке. Родители Канетти, образованные сефарды, пользовались в быту еврейско-испанским языком. В 1911 г. семья Канетти переехала в Англию, а с 1914 г., после смерти ее главы, до 1916 г. жила в Вене, с 1916 г. — в Цюрихе, с 1921 г. — во Франкфурте-на-Майне. В 1924–29 гг. Канетти учился на химическом факультете Венского университета (окончил со степенью доктора), но посвятил себя литературному творчеству. Живя в Вене, он в 1928–29 гг. выезжал в Берлин, где встречи с И. Бабелем во многом определили отношение Канетти к литературному творчеству как к полной самоотдаче и научили пристальной наблюдательности к жизни. Наставником Канетти был писатель К. Краус (1874–1936), сильнейшее влияние на него оказали Г. Брох и Ф. Кафка. Характер его произведений во многом объясняется сефардской ментальностью: поразительная творческая фантазия, идущая от испанской литературы, переплетается в них с еврейской склонностью к антитезе и абстракции. Творческий метод Канетти — гротесковое преувеличение явлений действительности как средство их демаскировки, раскрытия внутренней сущности различных процессов в их всеобщности. Универсализм Канетти заключается в его стремлении найти место явлениям современной ему действительности в цепи мировой истории, вывести некие всеобщие законы.

В 1930–31 гг. Канетти написал свой первый роман «Ослепление» (издан в 1935 г.; английский перевод под названием «Аутодафе» — 1946), который вызвал восхищение Т. Манна. Согласно неосуществленному замыслу, это — первый из восьми романов цикла «Человеческая комедия безумных». В центре каждого романа должен был находиться персонаж на грани безумия, олицетворяющий в преувеличенном виде определенные феномены времени (по мысли Канетти, невозможно изобразить действительность обычными средствами реализма). Следуя традиции австрийского социального романа, Канетти стремился показать соотношение индивида и общества. Герой романа «Ослепление» синолог Кин живет в полной изоляции от мира, среди книг своей гигантской библиотеки. Женитьба на вульгарной и жадной экономке, столкновение с грубыми сторонами бытия завершаются для Кина безумием, и он погибает в огне вместе с подожженными им книгами. Судьба Кина — символ капитуляции чистого интеллекта перед действительностью. Канетти живописует «абстрактный ландшафт души», но читатель без труда узнает место действия — Вену. Блестящий стилист, Канетти изображает своих персонажей с помощью точных речевых характеристик. Канетти считает, что каждый человек представляет собой особое языковое явление, которое отличает его от других (теория «акустической маски»): своей манерой говорить он неосознанно выдает себя.

В «Ослеплении» содержатся все элементы будущего творчества Канетти, в первую очередь драматургический характер его таланта. Канетти написал три пьесы: «Свадьба» (1932), «Комедия тщеславия» (1934), «Обреченные» (1952). Для Канетти цель драматургии — через конкретный сюжет изобразить мир в целом. Театр служит не для развлечения, он должен обострять мысль. «Комедия тщеславия» предвосхитила «1984» Дж. Орвелла, вскрыв природу массовой истерии и культа властителя.

В 1938 г. Канетти бежал из Вены во Францию, а в 1939 г. переселился в Лондон. Над антрополого-психологической книгой «Массы и власть» (1960) о структуре и механизме власти Канетти работал 30 лет. В ней Канетти относит Гитлера к параноидальному типу деспота, ставя его в общий ряд с многими властителями разных времен. А поведение толпы, как цивилизованной, так и полудикой, определяют, по мнению Канетти, одни и те же психологические законы и экономические факторы.

Тяготение Канетти к постановке универсальных проблем определило его отношение к своему еврейству: «Как еврей я ношу в себе общечеловеческое наследие». В путевых заметках о поездке по Северной Африке («Голоса Марракеша», 1967), в которых он поэтизирует нищих, слепых, физически ущербных за их привязанность к жизни, Канетти счел нужным отметить, что среди евреев Марокко он видел «какие угодно лица, но только не тупые».

В 1969 г. Канетти опубликовал снабженные его комментариями письма Ф. Кафки к Фелиции Бауэр, в 1973 г. — отрывки из своих дневников и афоризмы («Провинция человека», 1–2 тт., 1973). В первой автобиографической книге «Спасенный язык» (1977) Канетти описал свое детство и сложные отношения с одаренной и властной матерью, привязанность которой к немецкой культуре определила во многом его жизнь и творчество; вторую книгу — «Факел в ухе» (1978) он посвятил артистической и литературной жизни Вены в 1920-х гг.; третья — «Другой процесс» вышла в 1985 г., четвертая — «Игра глаз. История жизни в 1931–1937» — в 1986 г.

В 1981 г. Канетти был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Смотрите также

Канторович Меир

Кедеш-Нафтали

Керлер Иосеф

Кишинёв

концентрационные лагеря