Кёстлер Артур

КЁСТЛЕР Артур (Koestler, Arthur; 1905, Будапешт, – 1983, Лондон), английский писатель. В юности писал на венгерском языке, переселившись в 1922 г. в Германию, перешел на немецкий язык; с 1939 г. писал на английском языке. В 1926 г. как сионист (см. Сионизм) приехал в Эрец-Исраэль, стал членом киббуца Бет-Альфа, но вскоре покинул его; был палестинским корреспондентом ряда немецких газет. В 1929 г. вернулся в Европу. Участвовал как журналист в арктической экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин» (1931). В 1931 г. вступил в коммунистическую партию Германии и в 1932–33 гг. совершил поездку по Советскому Союзу. В качестве корреспондента английской газеты «Ньюз кроникл» отправился в 1936 г. в Испанию, сражался в рядах Интернациональной бригады, попал в плен, был приговорен к смертной казни. Сто дней, проведенные им во франкистской тюрьме, описал в книге «Испанское завещание» (немецкий язык, 1938). Узнав об ужасах сталинского террора, вышел в 1938 г. из коммунистической партии. В 1939 г. поступил добровольцем в французскую армию, а после ее разгрома в 1940 г. бежал в Англию и сражался с нацизмом в рядах британской армии. Всемирное признание принес Кёстлеру роман «Тьма в полдень» (1940; русский перевод в журнале «Время и мы», №1–2, 1975; до этого — в самиздате) об искреннем коммунисте, еврее, который «во имя спасения идеи» признается на «показательном процессе» в СССР в приписанных ему преступлениях. Глубина и тонкость анализа психологии героев сделала этот роман одним из классических произведений антитоталитаристской литературы. Широко известным стал и роман Кёстлера «Воры в ночи» (1946; русский перевод Иер., 1981). С позиции трезвого и ироничного полуеврея-полуангличанина, которого столкновение с расизмом в Англии сделало участником событий 1937–39 гг. в Эрец-Исраэль, Кёстлер подчеркнуто объективно, но и не без скептицизма воссоздает полный героизма период еврейского заселения страны, сложный клубок внутренних противоречий, раздиравших ишув, его борьбу с арабским террором и британскими мандатными властями, романтику акций хома у-мигдал и тайной алии (см. Иммиграция «нелегальная»), пестрое разнообразие характеров и судеб людей, подготовлявших возрождение еврейского государства. Взгляды ассимилированного еврея, мировосприятие которого формировал галут, на еврейство, сионизм и Государство Израиль отразились в книге Кёстлера «Обетование и претворение; Палестина 1917–49» (1949). В книге «Тринадцатое колено» (1977) он пытается доказать теорию хазарского (см. Хазария) происхождения ашкеназов. Признавая право евреев на национальное существование в своем государстве, Кёстлер в то же время не осуждает евреев рассеяния за тенденцию к ассимиляции. Попытку дать биологическое объяснение несовершенству человеческой натуры Кёстлер сделал в книгах «Лунатики» (1959), «Лотос и робот» (1960), «Акт созидания» (1964) и др. В последние годы жизни Кёстлер утверждал право человека выбрать время своей смерти; покончил жизнь самоубийством.

Смотрите также

Кельце

Киннерет

Кирьят-Оно

Курляндия

Кфар-Рош-ха-Никра