Компанеец Зиновий

КОМПАНЕ́ЕЦ Зиновий (1902, Ростов-на-Дону, – 1987, Москва), советский композитор. Сын музыканта. Учился в Бакинской консерватории (1920–22, класс фортепиано), а в 1931 г. окончил Московскую консерваторию (класс композиции Р. Глиэра /1875–1956/).

В конце 1920-х гг. выступил как один из создателей жанра советской массовой еврейской песни для школьников (главным образом на тексты пишущих на идиш поэтов), наделив привычные идиомы еврейского музыкального фольклора упругой ритмикой и приподнято оптимистичной интонацией, соответствующими официальным требованиям музыкальной интерпретации советской тематики (сюита «Цухундертер заводи» — «К сотням заводов» на слова И. Харика, 1932; три хора а капелла из цикла «1905 год» на стихи А. Кушнирова и Ш. Галкина, 1936; ряд пионерских песен на идиш; оркестровка «Рапсодии на еврейские темы», 1939).

Однако по мере подавления советскими властями еврейской культуры Компанеец отдаляется от национальных музыкальных истоков и пишет не связанные с ними эстрадные «Молдавские танцы» (1949), два камерных струнных трио (1955, 1965), оперные произведения (моноопера «Буква Я», 1971), концерты с оркестром для скрипки (1946), виолончели (1955), фортепиано (2-й — 1982), военно-патриотические песни, одна из которых, «В бой за родину» (1939), близкая по интонациям и ритму к ранним еврейским песням автора, парадоксальным образом стала наиболее популярной в советской армии строевой песней. В 1960-х гг. Компанеец вновь иногда обращается к национальным мотивам («Пять песен на слова еврейских советских поэтов», 1960; на стихи А. Вергелиса, Л. Кацовича /1903–53/ и И. Керлера), публикует свои обработки («Еврейские народные песни», 1961) и составляет именной сборник «Найе идише лидер» («Новые еврейские песни», 1970, редактор Д. Шостакович). Компанеец был постоянным консультантом журнала «Советиш Геймланд» по вопросам музыки, а также одним из его авторов (писал статьи о еврейских музыкантах).

Смотрите также

Кадеш

Каин

Касовский Хаим Иехошуа

Кейзин Альфред

крымчакский язык