Конфино Михаэль

КОНФИ́НО Михаэль (1926, София, – 2010, Герцлия), израильский историк. С 1939 г. принимал участие в деятельности молодежных сионистских организаций, с 1945 г. — активист движения Хе-Халуц, с 1946 г. — секретарь организации Хе-Халуц ха-ца‘ир в Болгарии. В 1945–47 гг. учился в Софийском университете. В 1948 г. приехал в Эрец-Исраэль. Работал в государственных учреждениях, занимавшихся вопросами алии из стран Северной Африки в 1951–54 гг. В рамках своей деятельности в 1951–53 гг. посещал эти страны, в 1954 г. работал во Франции, в 1961 г. — в Советском Союзе. Учился в Еврейском университете в Иерусалиме (1955–57). В 1957–59 гг. работал над докторской диссертацией, посвященной истории России, в Сорбонне.

В 1959–70 гг. Конфино преподавал историю в Еврейском университете (с 1959 г. — экстраординарный профессор, с 1964 г. — ординарный профессор). В 1964 г. создал кафедру русских и славянских исследований. С 1970 г. Конфино — профессор Тель-Авивского университета, основал Институт изучения России и Восточной Европы (впоследствии Институт имени Каммингса) и был его директором до 1977 г. С 1980 г. возглавлял кафедру истории и культуры России и Восточной Европы. В 1993 г. был удостоен Государственной премии Израиля, член Академии наук Израиля с 1995 г.

Преподавал во многих университетах Америки и Европы, в том числе Чикагском (1965–66, 1968, 1970), Гарвардском (1969, 1978), Станфордском (1979–80), Институте славистики Парижского университета (1966), Школе высшего образования в Париже (1971, 1973) и др. Вел исследовательскую работу в крупных научных центрах: Институте изучения СССР Колумбийского университета (1965, 1985–86), Институте Кеннана по изучению России (1982–83) и Международном центре имени В. Вильсона (1991–92) в Вашингтоне.

Конфино был членом редколлегий многих научных журналов, президентом Израильской ассоциации славистики и изучения Восточной Европы, входил также в несколько зарубежных и международных научных объединений, в том числе в Международный комитет по изучению Советского Союза и Восточной Европы. С 1999 г. Конфино — президент Международного научного совета по исследованию русских архивов.

Исследования Конфино посвящены истории России 18 в. – начала 20 в.: истории революционного движения, аграрной истории, интеллектуальным традициям русского общества в 19 в. Конфино — автор восьми книг и десятков статей. Книга «Поместья и помещики в России конца 18 в. Исследование аграрной структуры и экономического менталитета» (Париж, 1963) — социально-экономический очерк дореформенной России. В труде «Аграрные системы и сельскохозяйственный прогресс в России 18–19 вв. Очерки по экономике и социологии» (Париж—Гаага, 1969) Конфино анализирует экономические и социальные предпосылки столыпинской реформы. Книга «Общество и коллективная ментальность в старорежимной России» (Париж, 1991) посвящена интерпретации русских культурных традиций.

Конфино обнаружил и опубликовал важнейшие источники по истории русского революционного движения: письма М. Бакунина С. Нечаеву и анархистам в Швейцарии, Франции и Англии, письма Нечаева Г. Лопатину, 370 писем П. Кропоткина, а также дневник Натали Герцен. Опираясь на эти документы, Конфино написал исследования: «Насилие вдвойне. Дебаты Бакунина с Нечаевым» (Париж, 1973), «Дочь революционера. Натали Герцен и кружок Бакунина-Нечаева» (Лондон—Н.-Й., 1974), «Катехизис революционера» (Милан, 1986), «Анархисты в изгнании» (Париж, 1995).

Конфино играл ведущую роль в изучении и популяризации русской истории в Израиле. На иврите вышел его обобщающий труд «От Санкт-Петербурга до Ленинграда. Очерки русской истории» (Т.-А., 1993). Кроме того, он был инициатором и редактором перевода на иврит трехтомного «Курса русской истории» В. Ключевского. В статьях Конфино отзывался и на современные события, прослеживая в них интеллектуальные традиции русской мысли («Историческое сознание в современной культуре и обществе», 1980; «Русские и западноевропейские корни советского тоталитаризма», 1984; «Солженицын, Запад и новый русский национализм», 1991, и др.)

В 1980–90-е гг. годы Конфино опубликовал исследования по историографии в посткоммунистической России, проанализировал изменения в интерпретации исторических событий под влиянием идеологии нового русского национализма.

Смотрите также

Катовице

Кац Давид

Коллек Тедди

Кохен Стенли

Кфар-Харув