Косов

КО́СОВ, центр (с 1939 г.) Косовского района Ивано-Франковской области Украины (до 1772 г. и в 1919–39 гг. в составе Польши, в 1772–1918 гг. — Австрии). В 1939–91 гг. — в составе Украинской ССР. В 1764 г. в Косове числилось 343 еврейские семьи (включая приписанных к общине жителей соседних деревень), в 1880 г. — свыше двух тысяч человек (78% населения), в 1921 г. — 2166 человек (51% населения). В 18 в. евреи Косова занимались мелкой торговлей, ремеслами (портняжное, столярное, слесарное и другие), арендовали корчмы, а с 19 в. также торговали зерном и крупным рогатым скотом.

С 18 в. в Косове жили видные хасидские цаддики (см. Хасидизм): представитель пиетистских тенденций добештского хасидизма рабби Нахман из Косова (умер в 1746 г.; поддерживал контакты с группой приверженцев Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това, но не скрывал расхождений с ним во взглядах), Барух бен Аврахам из Косова (умер в 1782 г.; ученик рабби Менахема Мендла из Витебска, 1730–88 гг., и рабби Исраэля из Полоцка, умер в 1785 г.), Менахем Мендл из Косова (умер в 1825 г.; ученик рабби Моше Лейба из Сасова, умер в 1807 г., и дед Менахема Мендла Хагера, основателя хасидской династии Вижниц). В 1790–1942 гг. раввинами в Косове были потомки рабби Я‘акова Копла Хасида (умер в 1787 г.). В 1847 г. косовские хасиды построили синагогу в Цфате.

В 1898 г. на средства барона М. де Гирша в Косове было открыто ремесленное училище. В 1909 г. местная организация Агуддат Цион (создана в 1898 г.) основала школу «Сафа брура» с преподаванием на иврите. В 1928 г. городской совет Косова состоял наполовину из евреев, а в 1929–34 гг. городским головой был еврей, доктор Я‘аков Гертнер (1892–1941?). В 1928 г. 40 еврейских ковроделов образовали артель (ликвидирована в 1941 г.). Евреям принадлежали многие предприятия в Косове: мастерская «Гуцульское мастерство» Гильмана, трикотажные фабрики Шниберга и Гунда. В 1929 г. в Косове был создан еврейский кооперативный банк. В период между двумя мировыми войнами в Косове активно действовали все сионистские (см. Сионизм) партии. В 1934–36 гг. выходил двухнедельник «Косовер штиме». Функционировали еврейское спортивное общество «Маккаби», культурное общество «Мерказ рухани».

При советской власти (1939–41) все общинные учреждения и политические партии в Косове были ликвидированы. К 1941 г. еврейское население города увеличилось до четырех тысяч человек за счет беженцев из западной Польши. С началом советско-германской войны небольшая группа косовской еврейской молодежи присоединилась в 1941 г. к отступающим советским войскам. После вступления в Косов венгерских войск чрезвычайный еврейский комитет совместно с венгерским военным командованием принимал меры к защите евреев и их имущества от местных украинских банд. В Косове нашли убежище еврейские беженцы из Закарпатья. В начале августа 1941 г. власть в городе перешла в руки немецкой военной администрации. 16–17 августа немецкие военнослужащие и украинские полицейские окружили городские кварталы, в которых в основном проживало еврейское население. Все схваченные евреи были построены в колонны и расстреляны. Была уничтожена половина еврейского населения. В апреле 1942 г. 600 евреев были перевезены в Коломыю. В мае 1942 г. в Косове было создано гетто. В сентябре того же года нацисты совместно с украинскими полицаями провели акцию, в результате которой большинство остававшихся еще в Косове евреев было убито на месте или отправлено в лагерь смерти Белжец. В ноябре 1942 г. город был объявлен юденрайн.

Согласно всеукраинской переписи населения 2001 г., евреи в Косове не проживают.

Смотрите также

Каменев Лев

Карелиц Аврахам Иеша‘яху

Кахана Аврахам

клятва

кровная месть