мезуза

МЕЗУЗА́ (מְזוּזָה, буквально `дверной косяк`), прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента из кожи чистого (см. Кашрут) животного, содержащий часть стихов формулы Шма. На внутренней стороне свитка нанесены стихи двух из трех частей Шма (Втор. 6:4–9 и 11:13–21), а на внешней стороне — слово Шаддай (שדי — `Всемогущий`; толкуется также как акроним слов Шомер далтот Исраэль — `Охраняющий двери Израиля`). В Пятикнижии дважды наказывается нанести слово Господа «на косяки (мезузот) твоего дома и твоих ворот» (Втор. 6:9; 11:20), и в результате метонимии слово мезуза приобрело настоящее значение. Текст мезузы содержит 22 строки. В момент прикрепления мезузы произносится благословение: «Благословен Ты, Господи... завещавший... нам укреплять мезузу». Мезуза помещается, как правило, в футляр, на внешней стороне которого принято писать שדי (или сокращенно одну букву ש), и крепится в верхней трети косяка, обычно по правую руку от входящего. В большинстве общин мезуза наклонена вовнутрь верхним концом.

Древнейшая мезуза (6,5×16 см), относящаяся к эпохе Второго храма, была обнаружена в Кумране; выбор стихов Второзакония здесь иной. Самаритяне изготовляют крупные мезузы из камня, на котором обычно вырезают Десять заповедей; такая мезуза крепится на притолоке входной двери дома или ставится возле входа. Мезузы этого типа были обнаружены в Эрец-Исраэль раннеарабской, а возможно, даже византийской эпохи. Караимы не считают мезузу обязательной; караимские мезузы представляют собой белую пластину в форме скрижалей Завета, однако не несут на себе надписи; караимы укрепляют мезузы на входе в общественные помещения и лишь иногда — в жилые дома.

В средние века вошло в обычай делать с внешней стороны свитка магические добавления — имена ангелов, символы (например, маген-Давид) и т. п. Этот обычай подвергся резкой критике Маймонида, видевшего в нем превращение мезузы в амулет. Точка зрения Маймонида была безоговорочно принята, и сейчас мезуза не содержит криптограмм или символов, за исключением встречающейся иногда криптограммы на внешней стороне свитка כוזו במוכסז כוזו, образованной из слов יהוה אלהינו יהוה («Господь, наш Бог, Господь») путем замещения каждой данной буквы последующей буквой алфавита.

Мезуза прикрепляется у входной двери жилого дома и у двери каждой жилой комнаты. В настоящее время, однако, широко распространен обычай укреплять мезузы при входе в общественные здания и синагоги. Мезузу следует периодически проверять (дважды каждые семь лет), чтобы удостовериться, что нанесенный на нее текст не имеет повреждений. В диаспоре принято укреплять мезузы не позднее чем через 30 дней после вселения, а в Израиле — при вселении в дом. Если дом продан или сдан внаем другому еврею, мезузы не следует снимать. Существует обычай прикасаться к мезузе пальцами и целовать их после этого при входе и выходе из дома. Талмуд рассматривает мезузу как одну из семи мицвот, данных Богом Израилю из любви к нему. Мезуза — один из наиболее соблюдаемых церемониальных заветов иудаизма. Футляры мезузы зачастую являются классическими образцами еврейского искусства.

Смотрите также

Маргалиот Реувен

мидианиты

Мильнер Моше Михаэль

Миха

Мориц Юнна