мидраш

МИДРА́Ш (מִדְרָשׁ, буквально `изучение`, `толкование`), жанр литературы гомилетического характера, представленный уже в Мишне, Тосефте, а затем и в Гемаре. Однако очень часто под названием мидраш имеется в виду собрание отдельных текстов, которое включает библейские экзегезы (см. герменевтика), публичные проповеди, аггадот (см. Аггада) и халахот (см. Галаха), образующие последовательный, в основном аггадический, комментарий к библейским книгам. Возможно, что наиболее ранний дошедший до нас мидраш — Хаггада пасхальная, древнейшая часть которой является мидрашем на Второзаконие (26:5–8). По времени возникновения и включения в собрание аггадические мидраши делятся на ранние, средние и поздние.

Ранние (классические аморайские) мидраши. Период амораев был золотым веком мидраша, хотя от него сохранились лишь семь образцов этого жанра. Уже древнейшие из дошедших до нас мидрашей характеризуются совершенством литературной формы и композиции, и это позволяет заключить, что к тому времени мидраш был вполне сформировавшимся жанром. К концу периода амораев относится начало деятельности по сбору, редактированию и изданию мидраша. Из наиболее совершенных форм, развившихся в эту эпоху, следует прежде всего упомянуть вступление, предпосылавшееся как мидрашу в целом, так и каждой его отдельной главе. Классическое вступление представляет собой прелюдию к проповеди, в центре которой стоит определенный библейский стих, и состоит в цитации стиха из другого источника (большей частью другой книги Библии), затем связываемого с основной темой проповеди, и завершается вступление стихом, которым начинается сама проповедь.

Вступления, сохранившиеся в чистом виде (то есть не расширенные позднейшими добавлениями и не являющиеся компиляциями), почти целиком относятся к ранним мидрашам: на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба), Плач (Эйха Рабба), Эсфирь (Эстер или Эсте Рабба I), Песнь Песней (Шир ха-Ширим Рабба), Руфь (Рут Рабба), а также Псикта де-рав Кахана. Все эти мидраши состоят из собрания проповедей, высказываний и аггадот амораев, а также таннаев на арамейском языке и талмудическом иврите, в обоих случаях — с примесью греческих слов. Эти мидраши, не упоминаемые в Вавилонском Талмуде, по-видимому, были созданы в Эрец-Исраэль в 5–6 вв. Среди мидрашей этого периода можно различить два основных типа — экзегетические и гомилетические. Экзегетический мидраш (например, Брешит Рабба, Эйха Рабба) представляет собой мидраш на одну из книг Библии, комментирующий каждый ее стих, а иногда и отдельные слова в стихе. В отличие от него гомилетический мидраш членится на главы (например, Вайикра Рабба, Псикта де-рав Кахана и др.), каждая из которых представляет собой собрание проповедей и высказываний на одну тему и выглядит как одна пространная проповедь.

Средние мидраши уже обнаруживают признаки упадка жанра, особенно во вступлениях, которые становятся подражательными. После мусульманского завоевания Эрец-Исраэль (около 640 г.) в мидрашах все более сказывается влияние апокрифов и псевдоэпиграфов эпохи Второго храма и апологетической литературы. Возрастает число проповедей демонологического содержания, а также аггадических сочинений, по своей сущности чуждых жанру мидраша. Язык мидраша этой эпохи — искусственный иврит, отличающийся внешней чистотой и отшлифованностью и почти свободный от арамеизмов и греческих примесей. Наряду с экзегетическими и гомилетическими мидрашами впервые появляются авторские сочинения.

Наиболее важной группой гомилетических мидрашей этой эпохи является сборник мидрашей «Танхума Иеламмедену» (см. Танхума), из экзегетических мидрашей наибольшего внимания заслуживают мидраши на книги Экклесиаст (Кохелет Рабба), I и II Самуил (Мидраш Шмуэль) — единственный мидраш, посвященный ранним пророкам, составленный, по-видимому, на основе более раннего мидраша к I и II Самуил, — Псалмы (Мидраш Тхиллим I), Притчи (Мидраш Мишлей, или Аггадат Мишлей, иногда неправильно называемый Мидраш Шохер-Тов), Исход (Шмот Рабба) и серия малых (зута) мидрашей на четыре из пяти свитков. В группе чисто аггадических мидрашей (называемых также аггадическими сочинениями) наиболее значительны Седер Элияху Рабба, Седер Элияху Зута, Пиркей де-рабби Эли‘эзер (около 750 г.), Агур, или Мишнат рабби Эли‘эзер. В большинстве их сказывается мусульманское (особенно в Пиркей де-рабби Эли‘эзер) или христианско-византийское (особенно в Киссэ ве-хипподромин шел Шломо — `Трон и ипподром Соломона`) влияния.

Поздние мидраши относятся к 11–12 вв. Наиболее значительные среди них: Абба Гурион, Эстер (Эсте) Рабба II, мидраши на Псалмы (Мидраш Тхиллим II) и ряд сочинений школы Моше ха-Даршана (первая половина 11 в.). Традиционные вступления выходят из употребления, влияние псевдоэпиграфического жанра еще более усиливается. Язык — средневековый иврит.

Антологии (ялкутим) представляют собой компиляции из частей различных мидрашей и аггадических сочинений с начала 13 в. Среди них: Леках Тов (или Псикта Зута), Ялкут Шим‘они, охватывающий всю Библию, который был составлен в Германии в начале 13 в., Ялкут Махири к различным частям Библии и Мидраш ха-Гадол на Пятикнижие, составленный в 13 в. в Йемене, по-видимому, Давидом бен Амрамом Адани (Аденским); наряду с оригинальным вкладом в галахическую и аггадическую литературу содержит много материала, не сохранившегося в других источниках и частично находившегося в распоряжении Маймонида. Также были составлены аггадические антологии, большей частью — на основе Иерусалимского и Вавилонского Талмуда. Они увидели свет с появлением книгопечатания.

Галахические мидраши (מִדְרְשֵׁי הֲלָכָה, мидрашей халаха), название группы трактатов, содержащих толкования таннаев на четыре книги Пятикнижия — Исход, Левит, Числа и Второзаконие, — соответственно Мехилта рабби Ишма‘эля бен Элиши (см. Мехилта де-рабби Ишма‘эль), Сифра, Сифрей к книге Числа и Сифрей к книге Второзаконие (см. Сифрей). Фактически галахические мидраши являются сборниками барайт, составленными на талмудическом иврите. Подобно многим аггадическим мидрашам, галахические мидраши представляют собой последовательное — стих за стихом, глава за главой — толкование библейских книг. Хотя в центре внимания этих мидрашей находится выведение халахот из библейского текста, они содержат также аггадический материал, причем иногда в объеме, превышающем галахический.

Наряду с четырьмя перечисленными галахическими мидрашами, которые были известны в середине 19 в., когда началось научное исследование галахических мидрашей, существуют еще три, обнаруженные позднее (частично во фрагментах), — Мехилта де-рабби Шим‘он бар Иохай к книге Исход, Сифрей Зута к книге Числа и Мехилта к книге Второзаконие (Мидраш Таннаим).

Текстологический анализ показывает, что мидраши подразделяются на два основных типа — так называемые типы А (Мехилта де-рабби Ишма‘эль, Сифрей к книге Числа и Мехилта к книге Второзаконие) и Б (Мехилта де-рабби Шим‘он бар Иохай, Сифра, Сифрей Зута и Сифрей к книге Второзаконие). Это деление основывается на четырех следующих различиях.

1. В то время как мидраши типа А содержат многочисленные галахические постановления учеников рабби Ишма‘эля (например, рабби Оша‘йи, рабби Ионатана и др.), имена этих таннаев сравнительно редко упоминаются в мидрашах типа Б, где превалируют имена учеников рабби Акивы.

2. В отличие от мидрашей типа А в мидрашах типа Б анонимно приводятся барайты, которые в других источниках — главным образом в Иерусалимском и Вавилонском Талмуде — приводятся как барайты школы рабби Ишма‘эля.

3. В мидрашах типа А широко используются герменевтические методы, характерные для школы рабби Ишма‘эля, в то время как в мидрашах типа Б превалируют методы, характерные для школы рабби Акивы.

4. Между мидрашами обоих типов существует принципиальное различие в используемой терминологии. Эти наблюдения позволяют заключить, что в древности существовали две полные серии галахических мидрашей к четырем книгам Пятикнижия, принадлежавшие школе рабби Ишма‘эля и рабби Акивы соответственно. Поскольку, однако, различия между двумя типами дошедших до нас галахических мидрашей являются абсолютными лишь в отношении терминологии, в то время как во всех остальных пунктах различия относительны, типы А и Б не представляют традицию Ишма‘эля и традицию Акивы в чистом виде, но скорее тяготеют к одной из них соответственно, черпая, однако, также и из других традиций. Что касается датировки дошедших до нас галахических мидрашей, то тот факт, что ни Иерусалимский, ни Вавилонский Талмуд не знают их, позволяет заключить, что в их нынешней форме эти сочинения были составлены сравнительно поздно — в конце 4 в. – начале 5 в.

Мидраш Асерет ха-Диброт (Мидраш на Десять заповедей), сборник рассказов, иногда связанных между собой краткими гомилетическими пассажами, относящийся к эпохе гаонов (между 7 и 11 вв.). Хотя сборник именуется мидраш, он фактически не относится к этому жанру, а представляет собой одно из первых средневековых сочинений на иврите чисто литературного характера, в центре которого находится повествовательный материал, в то время как гомилетика играет подчиненную роль. Рассказы делятся на десять групп в соответствии с Десятью заповедями: в каждом разделе — несколько рассказов из еврейского быта, иногда являющихся версией сюжетов, бытовавших у других народов. Общая идея сборника — преданность заповедям, большая, нежели требуется Галахой. Число рассказов колеблется в разных рукописях от 17 до 44.

Мидраш Ва-йиссау (по первому слову стиха 35:5 книги Бытие), средневековое сочинение, не принадлежащее к жанру мидраша, а повествующее о легендарных войнах Иакова и его сыновей против ниневийцев, вторгшихся в Эрец-Исраэль, против аморрейских царей и против Исава. Сочинение является свободным обратным переводом на иврит греческого и латинского перевода с еврейского оригинала (на иврите или арамейском) эпохи Второго храма и служит важным источником для реконструкции этого оригинала.

Смотрите также

Мак Джулиан Уильям

Манн Томас

Мейергоф Отто

Моше бен Я‘аков из Куси

музеи