апокалиптическая литература
АПОКАЛИПТИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (от греческого апока́липсис — `откровение`), литература откровений, возникшая в иудаизме после прекращения деятельности пророков, а также отпочковавшаяся от нее христианская литература, имеющая характер откровений. Основная цель апокалиптической литературы — раскрытие таинств, находящихся за пределами обычного познания: тайн небес и мирового порядка, имен и функций ангелов, объяснение тайн природы и творения, проблем эсхатологии и сущности природы самого Бога. Термин «апокалипсис» впервые был применен как название книги в приложении к написанному в 68–69 гг. на греческом языке христианскому «Апокалипсису Иоанна» (в русском новозаветном каноне «Откровение Иоанна Богослова»), и со 2 в. христиане стали применять этот термин для обозначения сочинений подобного рода.
Единственное апокалиптическое произведение, включенное в еврейскую Библию, — это книга Даниэля. Ее апокалиптические разделы восходят к раннему периоду восстания Хасмонеев, а ее видения и символика послужили прототипом для всех более поздних еврейских и христианских сочинений апокалиптической литературы. Входящие в круг еврейской апокалиптической литературы книга Эноха, Юбилеев книга и Заветы двенадцати патриархов (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) составлялись, вероятно, начиная со времен правления Иоханана Гиркана. Эти произведения отражают воззрения участников апокалиптического движения, нашедшего позже свое выражение в секте Кумрана. Сочинения апокалиптической литературы, созданные в русле этого движения, в частности, книга Эноха и Заветы двенадцати патриархов, содержат самые ранние из дошедших до нас данные о еврейском мистицизме.
В первые века н. э. апокалиптическая литература сосредоточивается в основном на откровениях, связанных с таинствами существования вселенной и самого Бога (Апокалипсис Баруха, Апокалипсис Авраама, Завещание Авраама, Завещание Иова, Книга жизни Адама и Евы).
Имеется много точек соприкосновения между апокалиптической и талмудической литературой. Апокалиптически дуальное членение всего сущего на тот и этот мир было принято всем еврейством. Многие эсхатологические взгляды являются общими для Талмуда и апокалиптической литературы. Некоторые произведения апокалиптической литературы оказали влияние на мидраши и — далее — на Зохар и связанные с ним сочинения. Поэтому исследование апокалиптической литературы важно и для понимания каббалы и хасидизма.