Минский Николай

МИ́НСКИЙ Николай Максимович (псевдоним, настоящая фамилия Виленкин; 1855, село Глубокое, Виленская губерния, ныне Витебская область, – 1937, Париж), русский писатель и философ. Родился в небогатой еврейской семье. В 1875 г. окончил Минскую гимназию (с золотой медалью), а в 1879 г. — юридический факультет Петербургского университета (кандидат права). Около полутора лет жил в Италии и Франции как учитель детей барона Г. Гинцбурга. В 1882 г. Минский перед заключением брака с писательницей Ю. Яковлевой принял православие. С середины 1880-х гг. числился присяжным поверенным, а позже архивариусом в банке. В 1876 г. выступил в печати (с 1877 г. постоянно публиковался в «Вестнике Европы») с панславистскими стихотворениями и поэмами (восторженно встречены И. Гончаровым). Сменившая их гражданственная поэзия в народническом духе принесла Минскому широкую популярность (поэма «Белые ночи», 1879, высоко оценена И. Тургеневым; стихотворение «Серенада», тогда же, положено на музыку А. Рубинштейном, С. Волконским и др.). Его поэма «Последняя исповедь» (1879) в нелегальной газете «Народная воля» дала И. Репину сюжет для картины «Отказ от исповеди». В 1879–80 гг. Минский регулярно выступал с полемическими статьями и фельетонами (псевдоним Норд-Вест, Зет и др.) в русско-еврейском еженедельнике «Рассвет». В 1883 г. цензура уничтожила сборник Минского «Стихотворения», а в 1884 г. запретила печатать поэму «Гефсиманская ночь» (ходила в списках). В 1884 г. в статье «Старинный спор» Минский первым в России декларировал крайний индивидуализм и аполитичность в литературе, заслужив позже славу «отца русского декадентства». Его новые стихи (особенно философская лирика) становятся самобытнее, оставаясь несколько рассудочными. Видимо, юдофобская травля «Новым временем» и другими шовинистскими изданиями его выпущенного в свет в 1887 г. сборника «Стихотворения» (на которую А. Волынский ответил статьями «Два слова о жидовстве в русской литературе», 1887, и «Менцели наших дней», 1888, в «Восходе») послужила импульсом к публикации драмы в стихах из времен Б. Хмельницкого «Осада Тульчина» («Восход», № 1–2, 1888), в которой проведены параллели с погромами 1881–82 гг. Спор раввина из марранов де Кастро, призывающего к активной обороне даже в субботу, с главой общины Ахароном, сторонником Киддуш ха-Шем и жертвенности во имя спасения других общин, созвучен дискуссиям о самозащите в еврейских кругах 1880-х гг., а индивидуализм де Кастро — настроениям автора и его неприятию учения Л. Толстого о непротивлении злу насилием.

В 1888 г. Минский посетил Святую землю и опубликовал в «Русском паломнике» (1889) очерк «Мамре и Хеврон». В конце 1880-х гг. Минский сформулировал идеалистическую философию «меонизма» (от платоновского «меон» — `несуществующее`) — религию «внутреннего откровения», стремления к недостижимому, невозможному, к познанию растворенного во Вселенной Бога («При свете совести», 1890; «Религия будущего», 1905). С начала 1890-х гг. Минский сблизился с редакцией реорганизованного «Северного вестника» (см. А. Волынский, Любовь Гуревич), возглавил Религиозно-философское общество и стал одним из признанных лидеров русского символизма 1890-х – начала 1900-х гг. В период революции 1905 г., когда Минский совместно с М. Горьким и В. Лениным издавал газету «Новая жизнь», в его творчестве появляются революционные мотивы («Гимн рабочих» и сокращенный перевод «Интернационала»). После закрытия газеты (декабрь 1905 г.) Минский как главный редактор был арестован, освобожден на поруки и эмигрировал (помилован в 1913 г.). В Париже он написал драматическую трилогию «Железный призрак», «Малый соблазн» и «Хаос» (1909–12) — о власти вещей, убивающей человеческие идеалы. К проблеме еврейства Минский вернулся лишь однажды в христианской по духу статье по поводу так называемого чириковского инцидента (1909, см. Русская литература), в которой, как и в «Осаде Тульчина», отдавал предпочтение героическому началу в истории евреев. После революции 1917 г. жил в Берлине, Лондоне (работал в советском полпредстве), Париже.

Минский выполнил полный перевод «Илиады» Гомера (1896), а также ряда произведений Иехуды ха-Леви, Дж. Г. Байрона, П. Б. Шелли, П. Верлена и др.

Смотрите также

Майданек

Мамшит

Мендельсон Моше

Мивтахим

молитва послетрапезная