Аравийский полуостров

АРАВИ́ЙСКИЙ ПОЛУО́СТРОВ, полуостров на юго-западе Азии, представляющий собой пустынное плоскогорье площадью около трех миллионов квадратных километров. На территории полуострова расположены такие современные государства, как Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные арабские эмираты и другие. По некоторым теориям, разделяемым не всеми исследователями, северная часть Аравийского полуострова была колыбелью семитских народов.

В Библии содержится немало упоминаний об Аравийском полуострове и его обитателях. Приводимые в ней патронимические и топонимические данные, связанные с Аравийском полуострове (Быт. 10:26–29, 25:1–5, 13–16, 36:11,12; I Ц. 9:26–28, 10:13; Иов 2:1), во многом хорошо согласуются с показаниями как надписей, найденных в ряде мест полуострова, так и ассирийских, вавилонских и греческих источников.

С начала мусульманского периода, то есть с 7 в. н. э. и вплоть до новейшего времени, северная и центральная части Аравийского полуострова, совпадающие по площади со значительной частью современной Саудовской Аравии и населенные северно-арабскими племенами (Бану-Мудар), часто носили расширительное общее название Хиджаз, в строгом смысле являющееся наименованием лишь области Аравийского полуострова, расположенной вдоль северо-западного берега Красного моря. Юго-западная часть Аравийского полуострова, населенная южно-арабскими племенами (Бану-Кахтан), носила в предмусульманский период название Химьяр, а затем получила название Йемен, под которым она известна до настоящего времени. В настоящей статье рассматриваются сведения об истории евреев в северной и центральной частях Аравийского полуострова (о евреях в юго-западной части Аравийского полуострова см. Йемен; см. также Аден).

Арабские предания возводят поселение евреев в Хиджазе (в узком значении этого географического термина) ко времени Моисея или ко времени царя Давида. Из надписей вавилонского царя Набонида (555–539 гг. до н. э.) и так называемой «Молитвы Набонида» (найденной среди Мертвого моря свитков) явствует, что некоторые из евреев, находившихся в изгнании в Вавилонии, переселились в Хиджаз в 6 в. до н. э. О существовании здесь еврейских поселений на рубеже н. э. и в первые вв. н. э. говорят еврейские имена собственные и обозначение ряда упоминаемых лиц как евреев в арамейских, набатейских и лихьянских надписях этого периода, обнаруженных в местностях Хиджре (Мада‘ин Салих), Дедан (ал-Ула) и Тайма.

Существование еврейского поселения в Хиджре в 1 в. до н. э. подтверждается и тем, что римский полководец Элий Галл нашел в этом городе евреев, когда он остановился в нем во время своего похода на Йемен в 25 г. до н. э. Еврейский отряд, который Ирод послал Галлу, должен был служить в этом походе связующим звеном между римским войском и еврейскими общинами Аравийского полуострова.

Лихьянские надписи указывают на возможность существования в части Хиджаза в конце 4 в. н. э. царства, населенного евреями или арабами, принявшими иудаизм. В классической арабской поэзии сохранились имена и произведения еврейских поэтов, живших на Аравийском полуострове в период, предшествовавший исламу, и в начале исламского периода (см. Арабская литература). Арабские историки упоминают около 20 еврейских племен, населявших Хиджаз до начала и в начале исламского периода. Наиболее крупными среди них были Бану-Надир и Бану-Курайза, прозванные ал-Кахинан (то есть Два священнических племени) и Бану-Кайнука. Много евреев жило в Хайбаре и других оазисах Аравийского полуострова.

После разгрома в 525 г. христианами-эфиопами войск принявшего иудаизм правителя южноарабского Химьярского царства Зу Нуваса и гибели последнего многие еврейские беженцы из южной части Аравийского полуострова поселились в окрестностях Та‘ифа. В тот же период ряд арабских племен в районе Ясриба (Медины), в том числе осевшие в Хиджазе южноарабские племена Бану-л-Авс и Бану-Хазрадж, были вассалами живших там еврейских племен. Положение изменилось в начале 7 в., когда еврейские и арабские племена Ясриба фактически поменялись ролями, что нашло отражение в договоре, заключенном в 620–622 гг. между основоположником ислама Мухаммадом, с одной стороны, и авситами и хазраджитами — с другой, что дало возможность Мухаммаду в 622 г. переселиться из Мекки в Ясриб (который получил в связи с этим наименование Мединат ан-наби, то есть Город пророка или, сокращено, Медина).

Мухаммаду не удалось обратить в ислам евреев Медины, и к концу второго года его пребывания в этом городе отношения между ним и евреями стали враждебными. Мухаммад изгнал из района Медины все еврейские племена; все мужчины племени Бану-Курайза были по его приказу убиты, а женщины и дети проданы в рабство. Земли еврейских племен были захвачены последователями Мухаммада. В 627 г. он разгромил евреев Хайбара, после чего они, а также евреи, жившие в других местах Северного Хиджаза, были лишены права собственности на свои земли и превратились в их арендаторов.

Принято считать, что уже в правление халифа Омара ибн ал-Хаттаба (634–644) евреи были изгнаны из северной и центральной частей Аравийского полуострова, причем формальным основанием для этого послужил хадис (устная передача слов Мухаммада от имени одного или нескольких его сподвижников, слышавших эти слова), в котором Мухаммаду приписывалось заявление о недопустимости существования в Хиджазе двух религий. Однако, как свидетельствуют арабские источники и данные Каирской генизы, много евреев проживало в Хиджазе еще в 10–11 вв.

С 12 в. достоверные сведения о евреях в северной и центральной частях Аравийского полуострова отсутствуют. Очевидно, начиная с этого времени запрет проживания немусульман в Хиджазе, где расположены святые города ислама Мекка и Медина, проводился неукоснительно. Лишь в 20 в., когда в Саудовской Аравии была найдена нефть, этот запрет был отменен для христиан, работающих на нефтепромыслах (без разрешения им вступать в зону святых городов). Однако и по настоящее время этот запрет остается в силе для евреев. Некоторые арабские племена Аравийского полуострова, особенно племена, связанные с Хайбаром, до сих пор сохраняют предания о своем еврейском происхождении.

Смотрите также

Ааронсон, семья

Агранат Шим‘он

Амман

антисемитизм в 1970–80-е гг.

Ашер бен Иехиэль