набатеи

НАБАТЕ́И, полукочевой семитский народ (см. Семиты), основавший царство на части территорий Эдома и Заиорданья. Набатеи не оставили письменных памятников, кроме отдельных надписей, и их история известна главным образом из источников на греческом и латинском языках, наиболее важные из которых восходят к 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. (в том числе — из сочинений Иосифа Флавия). Большинство источников называет набатеев также «арабами». Племена набатеев утвердились в южном Заиорданье и Негеве в 3 в. – начале 2 в. до н. э. К началу эпохи Хасмонеев в Иудее набатеи уже прочно обосновались на территории Моава. Первоначально евреев и набатеев сближала общая угроза со стороны Селевкидской Сирии. В 169 г. до н. э. первосвященник Ясон (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Эпоха Второго храма. Гонения Антиоха и восстание Маккавеев) искал убежища у царя набатеев Харитата I (II Макк. 5:8). К концу 2 в. до н. э., с ослаблением Сирии и Египта, набатеи образовали царство, которое контролировало караванные пути в пустынных и полупустынных районах южного Заиорданья и Негева. Тогда же началась экспансия набатеев на север, приведшая к их столкновению с Иудеей. В 96 г. до н. э. Харитат II (по-гречески Арет) пытался помочь Газе в ее войне с Александром Яннаем. В сражении возле Гадара в Гил‘аде (93 или 90 г. до н. э.) набатеям удалось нанести Александру Яннаю поражение и приостановить его продвижение в Заиорданье, что, в свою очередь, открыло путь набатейской экспансии в южную Сирию. В ответ сирийский экспедиционный корпус под командованием Антиоха XII, пройдя через Иудею, вторгся на территорию Набатейского царства к югу от Мертвого моря, однако потерпел сокрушительное поражение, и сам царь пал в сражении. Харитат III (Арет III Филоэллен; воцарился между 87 и 85 гг. до н. э.) распространил свою власть на Хауран и южную Сирию, а в 85 г. до н. э. овладел Дамаском. В правление вдовы Александра Янная, Саломеи-Александры, между двумя царствами поддерживались мирные отношения. Когда сыновья Саломеи, Гиркан II и Аристобул II, вступили в междоусобную борьбу за престол, Харитат III послал на помощь Гиркану войска. Однако в 65 г. до н. э. командующий силами Помпея, Скавр, потребовал вывода войск Харитата III из Иудеи; во время отступления они были разбиты Аристобулом. После покорения Иудеи Скавр, ставший наместником новой римской провинции Сирии, отправился на завоевание столицы набатеев Петры (62 г. до н. э.), однако не сумел взять город и удовлетворился денежным выкупом; посредником между Скавром и набатеями был идумеянин Антипатр, отец Ирода I.

В 47 г. до н. э. набатейский царь Малхо I (Малхус) послал в Александрию (Египет) конные части в помощь Цезарю. Когда в 40 г. до н. э. парфяне овладели Иудеей, Ирод искал убежища у Малхо, однако тот принял сторону парфян, за что ему пришлось впоследствии уплатить римлянам выкуп. Антоний, прибыв в Египет, отторг от Набатейского царства территории близ Мертвого моря и передал их Клеопатре. Войска Малхо участвовали в сражении при Акциуме на стороне Антония (32 г. до н. э.). Ирод вел длительную войну с набатеями, окончившуюся его победой.

Когда к власти в Риме пришел Август, он, в благодарность за услуги, даровал Ироду Башан, Трахон, Хауран и Голан, на протяжении столетия частично находившиеся под набатейским влиянием. Вскоре война между набатеями и Иудеей возобновилась. Ирод вновь одержал победу, после чего борьба между ним и набатеями приняла форму интриг при дворе Августа.

Около 9 г. до н. э. на престол взошел Харитат IV (Арет IV Филодем), в полувековое правление которого Набатейское царство достигло наивысшего экономического расцвета. Когда после смерти Ирода в Иудее начались беспорядки, Харитат IV послал в помощь Вару, двинувшемуся в Иудею во главе двух легионов, значительный воинский контингент (4 г. до н. э.). Позднее Харитат породнился с тетрархом Иродом Антипой, но в конце 30-х гг. н. э. вел с ним войну. Дальнейшие сведения о набатеях скудны.

Набатейское царство утратило политическую независимость в 106 г. и было превращено в римскую провинцию Аравия с главным городом Босра в Хауране. С распространением ислама набатеи исчезли с исторической арены.

Набатеи достигли значительных успехов в торговле, архитектуре и изобразительном искусстве. Особенно интересны достижения набатеев в земледелии: они выработали оригинальные методы водозадержания, что позволило им превратить значительные площади полупустыни в цветущие сельскохозяйственные оазисы. Некоторые данные о набатейских методах водосбора и водозадержания, полученные при археологических раскопках, применяются и учитываются при освоении новых сельскохозяйственных площадей в Негеве. Язык набатеев был близок к арабскому, но их надписи были сделаны на арамейском языке. Религия набатеев была синкретической и, несмотря на эллинистическую форму, сохраняла исконные астральные элементы.

Наиболее известные города набатеев на территории современного Израиля (в Негеве) превращены в национальные парки — Авдат, Мамшит и Шивта; см. также Ниццана.

Смотрите также

Наркис Мордехай

Натан бен Иехиэль Римский

Никарагуа

Ноев ковчег

Ноевых сынов законы