налоги

НАЛО́ГИ. Хотя относительно библейских времен нет детальных сведений о системе налогообложения у евреев, некоторое представление о прямых и косвенных налогах можно получить путем сопоставления разрозненных данных. Наряду с уплатой десятины (см. также Трумот у-ма‘асрот) на нужды Храма существовали налоги, выплачивавшиеся в царскую казну. Повинности, подати и обязанности, введение которых было прерогативой царя, перечислены в I Сам. 8:11–17: десятая часть от урожая зерна и винограда, десятая часть поголовья мелкого рогатого скота, доля в виноградниках и оливковых рощах, а также принудительные повинности. Это описание отражает систему налогов, характерную для государств древнего Ханаана. В I Ц. 4:7 (и далее) сообщается, что царь Соломон разделил царство на 12 административных округов, каждый из которых был обязан обеспечивать двор всем необходимым в течение одного месяца в году. Наряду с регулярными налогами взимались экстраординарные подати на определенные цели (II Ц. 15:19–20, 23:35). В Библии встречаются многочисленные термины (часть употреблялась и в более поздние времена), обозначающие различные виды фискальных сборов. Термин мехес (Чис. 31:28, 37–41) обозначал долю трофеев, захваченных в войне с мидианитами и переданных священникам. В талмудические времена тем же термином определяли таможенные сборы за импорт и транзит; подобные сборы производились с древнейших времен царями Израиля и Иудеи (I Ц. 10:15). Термин мас обозначает в Библии повинность в пользу царя (Исх.1:11; II Сам.20:24; I Ц. 4:6, 5:27). В персидский период существовали три основных налога в пользу царя, носивших арамейское название минда (или мидда; основной налог, который можно было выплачивать в денежной форме), бло (денежная подать) и халах (по-видимому, налог на землю); служители Храма были полностью освобождены от уплаты этих налогов (Эз.4:13, 20; 7:24). Библия упоминает различные налоговые льготы (освобождение от налогового бремени — бет ав — патриархальной семьи, член которой особо отличился в сражении — I Сам. 17:25; всеобщую одноразовую налоговую льготу в честь какого-либо события — Эсф. 2:18). Временами налоговое бремя оказывалось настолько тяжелым, что могло привести к мятежу (I Ц. 12).

В Талмуде обсуждаются два вида налогов: налоги, которыми местные еврейские власти облагают членов своих общин, и налоги, налагаемые на еврейское население центральной властью. Жителя города могли обязать внести денежный взнос на сооружение и ремонт городских стен и ворот, системы водоснабжения или дренажа, на строительство молитвенного дома, приобретение свитков Торы и книг пророков, оплату городской стражи, а также на покупку одежды и продовольствия для бедняков, в частности, кашерной муки на Песах (ме‘от хиттим). Основными критериями в распределении налогового бремени были материальное положение налогоплательщика и степень его личной выгоды от того, на что собираются средства. Так, при постройке городской стены «бедняк, живущий ближе к стене, должен уплатить больше, нежели бедняк, живущий дальше от нее, а богач, живущий дальше от стены, должен уплатить больше, нежели бедняк, живущий ближе к ней» (Тос. ББ. 76 и др.). Среди налогов в пользу центральных властей в талмудической литературе упоминаются римские налоги в Эрец-Исраэль и персидские налоги в Вавилонии. По отношению к фискальной политике персидских властей галахические авторитеты (см. Галаха) Вавилонии руководствовались принципом дина де-малхута дина (`закон государства — закон`). Иным было отношение законоучителей Эрец-Исраэль к уплате налогов римским властям; они видели в римлянах чужеземных завоевателей, а в назначаемых ими податях — способ грабежа еврейского населения; видимо, поэтому галахическими авторитетами было до известной степени санкционировано распространенное в этот период в Эрец-Исраэль уклонение от уплаты налогов в пользу римской казны. Еврейские сборщики податей (габбаи и мохсим) рассматривались общиной как грабители, их свидетельство не принималось судом, они не могли быть судьями и их благотворительные пожертвования отвергались (БК. 10:1; Санх. 25б). С течением времени оппозиция римским властям стала менее острой, и халахот, позволяющие уклонение от уплаты налогов, стали интерпретироваться как применимые лишь в случаях беззаконных поборов, то есть лишь тогда, когда не прилагается правило дина де-малхута дина. Уклонение от уплаты налогов стало строго возбраняться («Тот, кто уклоняется от уплаты подати, — преступник, так как он крадет собственность царя, — неважно, иноверца или еврея», Яд. 5:11), а сборщики налогов уже не рассматривались как грабители.

Талмудическая литература полна свидетельствами о тяжком налоговом бремени в Эрец-Исраэль под властью Рима. Тем не менее, евреи не подвергались дискриминации; языческое население, несомненно, также облагалось налогами. Однако введенный после падения Иерусалима в 70 г. fiscus judaicus (`еврейский налог`), обязывающий евреев выплачивать в пользу храма Юпитера Капитолийского те полшекеля, которые ранее каждый еврей добровольно платил в пользу Иерусалимского храма, носил явно дискриминационный характер. Этот налог был предшественником особых налогов, которыми облагались евреи в средневековой Европе.

В средние века налоги на евреев были дискриминационными и служили одним из наиболее важных источников пополнения государственной казны. Вместе с тем, сам факт уплаты налога официально обеспечивал евреям покровительство власти, в пользу которой они платили подать. Так, Шломо Адрет писал, что если бы не налоги, выплачиваемые евреями, правители не позволяли бы им селиться в своих владениях, а некоторые даже изгнали бы своих еврейских подданных или уничтожили их. В целом ситуация характеризовалась огромным несоответствием между потребностями казны и материальными возможностями еврейских общин; видя в евреях важный источник налоговых поступлений, правители пытались выжать из еврейского населения как можно больше, и, по-видимому, лишь в христианской Испании ежегодный налог с евреев устанавливался на основе реальных материальных возможностей общин. Отношение между сувереном и еврейской общиной, обычно формально закрепленное в «хартии» или «привилегиях», строилось на основе защиты общины или индивида в обмен на уплату ежегодного налога. Так, в привилегии епископа Рудигера, пожалованной евреям города Шпейер в 1084 г., оговаривалось, что в обмен на покровительство и защиту еврейская община будет ежегодно выплачивать 3,5 фунта серебра в пользу местного монастыря; в дополнение к этому евреи платили также часть местного налога.

В странах ислама ситуация была иной: здесь взаимоотношения между евреями и властями строились как отношения завоевателей и завоеванных, причем проводилось различие между областями и городами, подчинившимися мусульманским власти путем подписания формального соглашения о капитуляции, и теми, кто был захвачен силой. Во многих местах мусульманские правители оставили почти без изменения налоговую систему, действовавшую там раньше. Еврейские источники изобилуют свидетельствами о тяжести налогового бремени и суровости, с какой государственные сборщики налогов взыскивали их. Обычно в странах ислама на зимми (`покровительствуемых`, то есть евреев и христиан) налагались подушный налог — джизья за позволение свободно исповедовать свою религию и поземельный налог взамен воинской повинности — харадж, устанавливавшийся в зависимости от производительности земельных владений. Налоги большей частью устанавливались по категориям и в соответствии с общественным положением. Так, портные и башмачники платили подушный налог в двенадцать серебряных дирхемов и один золотой динар в год, в то время как врачи, менялы, торговцы одеждой и землевладельцы — в сорок восемь серебряных дирхемов и четыре золотых динара. Дети до девяти лет, слепые, увечные, а также раввины (как и христианские клирики) были, как правило, освобождены от уплаты налогов. В странах ислама, как и в христианской Европе, евреи видели в уплате налогов основное средство получения покровительства и защиты со стороны властей. Согласно легенде, знаменитый багдадский банкир Натира воспротивился намерению местного халифа освободить евреев от уплаты налогов и согласился лишь на облегчение налогового бремени. Харадж на земельную собственность составлял 1/5 урожая. Многие евреи были владельцами небольших земельных участков, так что столь тяжелое налоговое бремя вынудило часть из них оставить свои земли. Наряду с регулярными налогами евреям приходилось дарить подарки властителям. Еврея, неспособного выплатить налоги, иногда продавали в рабство; известна практика запрета похорон евреев, оставшихся должниками казны, пока их задолженность не погашалась общиной. Тяжесть налогового бремени вынуждала многих евреев в мусульманской Испании переселяться в северные христианские области страны.

В Германии ежегодный налог на евреев получил широкое распространение благодаря привилегиям, пожалованным императором Генрихом IV и его наследниками евреям Шпейера, Вормса, Майнца, Кельна и других городов. Относительно величины налога не существовало никаких критериев; подать взыскивалась непосредственно с общины оптом, а раскладка суммы на индивидуальных налогоплательщиков была делом общины. Постепенно, однако, власти стали принимать в расчет источники доходов и величину собственности евреев; это объясняется, в первую очередь, тем, что церковь взимала подать со всякой земельной собственности, в том числе находившейся во владении евреев. К тому же правители видели в евреях удобный источник дохода, что, в свою очередь, потребовало от казны выработки системы оценки платежеспособности евреев. Такие оценки основывались на стоимости недвижимого имущества. В 1238 г. в Германии ежегодный налог (штюр, штуер, штивер) составлял 2% от стоимости имущества налогоплательщика. В 1241 г. штюр с евреев составлял 867 марок, в то время как весь налог, выплаченный германскими городами, принес казне 4,3 тыс. марок. В начале 14 в. налоги, выплачиваемые евреями, увеличились в восемь раз; так, если в 1241 г. еврейская община Франкфурта-на-Майне уплатила 75 марок, то в 1309 г. — 622,7 марок, хотя за этот период численность общины не возросла; за тот же период в Шпейере налог на еврейскую общину вырос с 80 до 500 марок. В дополнение к налогу на собственность евреи платили также церковную десятину, деньги на жалованье городским советам (в эти советы каждый еврей, желавший поселиться в, городе, должен был обращаться за разрешением), а также различные нерегулярные взносы. Весьма часто община платила налог дважды — местному правителю и королевской казне (например, в Вормсе в 1212 г.). С ростом городов в Германии муниципальные власти стали пытаться включить евреев в свою систему налогообложения, что часто вызывало сопротивление местных правителей, не желавших отказываться от налогов с евреев в пользу городской казны.

14 в. характеризуется значительным ростом налогового бремени на евреев. В 1342 г. Людвиг Баварский наложил на евреев налог, называвшийся «золотой пфенниг жертвоприношения» или «рождественский налог»; каждый еврей, достигший 12 лет, должен был платить 1 золотой, если его имущество оценивалось в 20 и более золотых. Император Сигизмунд (1411–37) взыскивал этот налог различным образом: в Швабии золотой брался с каждого еврея, достигшего 13 лет, во Франкфурте взимался только с супружеских пар, иногда общину обязывали уплатить этот налог оптом. В 1500 г., согласно императорскому указу, богатых евреев обязали платить этот налог и за бедных членов своих общин. Наряду с этими ежегодными налогами особый коронационный налог взыскивался с евреев на каждую коронацию; он составлял от 1/4 до 1/3 стоимости имущества еврея. Так, в 1438 г. австрийское еврейство уплатило коронационный налог в сумме 156 тыс. золотых флоринов. Тяжелым бременем ложились на евреев и военные поборы. За одно столетие военный налог вводился 15 раз (1396, 1422, 1425, 1427, 1430, 1432, 1462, 1463, 1470, 1475, 1484, 1486, 1491, 1494, 1499). Величина налога была различной. В 1422 г. от евреев потребовали выплатить превышавшую 10% стоимости их собственности сумму на покрытие расходов, связанных с войной с гуситами; в 1427 г. военный налог составил один золотой флорин с человека; в 1430–32 гг. величина военного налога устанавливалась по договоренности с каждой общиной в отдельности; в 1475 г. евреи должны были поставить четыречта фунтов пороха для войны против Венгрии.

Экстраординарный налог был наложен на евреев для покрытия расходов по проведению церковного собора в Констанце (1414–18); император Сигизмунд I потребовал с евреев колоссальные суммы: в Кельне — 84 тыс. гульденов (кельнские евреи смогли уплатить лишь 12 тыс.), во Франкфурте — 1/2 стоимости их собственности (позднее император уступил до 1/3) и т. п. На этом соборе Сигизмунд I добился от папы Мартина V разрешения на выдачу привилегий евреям и за это потребовал от них уплаты особого налога (в 1418 г. — до 3,3% стоимости собственности налогоплательщика). Известно, что 14 швабских общин заплатили императору 600 золотых флоринов дополнительно к постоянным платежам, которые казна взимала с евреев на протяжении многих лет (в Майнце в 1401 г. — 600 флоринов, Франкфурте — 300, Регенсбурге — 200 и т. д.).

Другим источником доходов казны служила продажа долгов еврейских общин городам, которые затем взыскивали их с евреев. Это новшество широко практиковалось Рудольфом IV и Людвигом Баварским. В 1463 г. для покрытия дефицита казны на евреев была наложена подать в размере 10% от стоимости их имущества. Евреи Франкфурта заплатили 2,3 тыс. гульденов, однако в 1465 г. их обязали выплатить еще одну тысячу гульденов. В 1471 г. император объявил о намерении обложить налогом в три гульдена каждую еврейскую семью. Наряду с этим налогом евреи были вынуждены платить всевозможные штрафы и сборы, например, за разрешение покинуть свое местожительство, за проезд по дорогам и т. п. Нещадные налоговые обложения превратили евреев в основной источник доходов императорской казны. Так, в январе 1412 г. император Сигизмунд жаловался, что поступления в казну составили лишь 12 тыс. гульденов, и намеревался увеличить их; в 1414 г. ему удалось собрать только с евреев Кельна 12 тыс. гульденов (см. выше).

В Богемии ежегодный налог на евреев, называвшийся census annuus, взимался с каждого домашнего хозяйства.

Об обложении налогами евреев в Англии 11 в. известно очень мало. По всей видимости, нормандские завоеватели Британии (1066) ввели там свою налоговую систему. В 1189 г. система принудительных займов с проживавших в Англии евреев была отменена, и вместо нее был введен ежегодный налог. Известно, что Ричард Львиное Сердце взыскал с английских евреев на ведение войны в Святой земле 60 тыс. фунтов стерлингов. В 1194 г. евреи Англии уплатили налоги в размере пяти тысяч марок (ср. с 1,5 тыс. марок налогов, уплаченных городом Лондоном). Основой начисления податей с евреев при короле Иоанне (Джоне) Безземельном была сумма долгов христиан еврейским ростовщикам. Каждый еврейский ростовщик был обязан представить список своих должников. В 1210 г. с евреев был собран налог в сумме 60 тыс. марок. В этом же году все евреи были арестованы и содержались под стражей, а их деловая документация, подвергнутая проверке, показала, что сведения в списках были неточными; многих евреев наказали тяжелыми штрафами (так, в 1220 г. Ицхак из Норвича все еще выплачивал казне свой штраф). Многие евреи бежали, а король Иоанн намеревался изгнать из страны тех евреев, от которых казна не может получить никакого дохода. При Генрихе III и Эдуарде I фискальная политика по отношению к евреям не изменилась. Налоговые списки 1220–72 гг. показывают колебания в величине сумм, взыскиваемых с евреев. Были годы, когда евреи должны были уплатить десять тысяч марок серебром, и годы, когда они платили 1,5 тыс. марок (1269, 1272) и даже пятьсот марок (1267). В результате постоянного налогового ограбления еврейская община Англии обнищала и не могла более приносить доход казне; в 1290 г. евреи были изгнаны из страны.

Во Франции была принята за основу английская фискальная политика по отношению к евреям. В 1180 г. король Филипп-Август наложил на евреев страны налог в 15 тыс. марок. В 1182 г., когда он изгнал всех евреев, их земли были конфискованы. По возвращении во Францию в 1197 г. евреи были обязаны выплатить налоги в 150 тыс. марок. Налоги основывались на стоимости собственности налогоплательщика. Налоги на евреев были частью общей системы налогообложения. Прибытие в страну евреев, изгнанных из Англии, не повлекло за собой увеличения суммы общего налогового сбора с евреев. Однако в 1293–97 гг. евреи выплачивали тяжелый военный налог, составивший вместе с ежегодным налогом 215 тыс. фунтов стерлингов. Евреи были также обязаны делать подарки королю (например, по случаю брака короля с графиней Шампанской евреи подарили ему 25 тыс. фунтов стерлингов). В 1295 г. евреи Бокера были арестованы и освобождены только после того, как выплатили казне долги своих христианских клиентов.

О налогообложении евреев Италии сохранились лишь сравнительно поздние источники. Кондотты, пожалованные евреям местными правителями, содержали специальные параграфы, касающиеся особых налогов, которые евреи должны были платить в казну. В отличие от Италии, сохранился обширный материал относительно налогообложения в Испании. В обоих христианских королевствах — Арагоне-Каталонии и Кастилии-Леоне — существовала развитая система прямых и косвенных налогов. В дополнение к этому еврейские общины собирали налоги на собственные нужды. Основной годовой налог — пейта в Арагоне или пехо в Кастилии — выплачивался каждым еврейским домашним хозяйством, причем ответственность за его выплату несла община. Общая сумма налогов устанавливалась в ходе переговоров между представителями короны (иногда — еврейского происхождения) и делегатами общины. Расчеты основывались на экономических возможностях общины, а не на ее численности. Испанские евреи никогда (за исключением относительно короткого периода в 14 в. в Майоркском королевстве; см. Мальорка) не платили подушного налога, а лишь годовой налог общины, которая рассматривалась как коллективное юридическое лицо. Однако подарки знати и королю и военные налоги были известны и в Испании. С 1482 г. на кастильское еврейство была наложена тяжелая подать в связи с войной с Гранадой. Церковь, со своей стороны, требовала уплаты церковной десятины с земли, находившейся в еврейской собственности, однако в 13 — 14 вв. евреи в отвоеванных у мусульман областях были освобождены от уплаты десятины, так как рассматривались как поселенцы в пограничной зоне.

В Испании существовала крайне сложная налоговая система, которая, наряду с известными по всей Европе налогами на проезд по дорогам, переход мостов, право на место на городской ярмарке и т. п., включала налоги на сделки, на мясо и вино, а также штрафы за определенные проступки. Эти налоги поступали в королевскую казну. Кроме того, налоги также взимались с займов, с капитала, земель, молодого вина в бочках и т. п. Ответственность за сбор налогов также лежала на общине, которая зачастую брала дополнительный процент на общинные нужды, включая, между прочим, деньги на взятки и подарки чиновникам и знати для получения от них помощи и содействия.

Система оптового взимания налогов с общины в целом была удобна не только властям, но и самим общинам, которые обязывали своих богатых членов выплачивать налоги — частично или полностью — за раввинов, учеников иешив, неимущих, вдов и сирот. Еврейские общины устанавливали специальные правила, касающиеся уплаты налогов, и назначали особые комиссии, ответственные за раскладку налогового бремени на членов общины. В Германии после «Чёрной смерти» никто не хотел быть членом таких комиссий, и часто властям приходилось вмешиваться и назначать налоговых оценщиков. Так, в 1379–80 гг. австрийские герцоги уполномочили двух евреев, Шварцла из Линца и Давида Магенберга, оценить собственность каждого еврея (мужчины и женщины) в городах и деревнях и собрать налоги в сумме 10 тыс. венских (серебряных) пфеннигов. Эта система стала правилом в австрийских землях в 1415 г., однако еврейские общины возражали против нее. Назначенные властями налоговые оценщики обладали правом судебного разбирательства гражданских исков между евреями и христианами. Эта система породила должность так называемого «главы евреев», назначаемого властями. Так, в мае 1407 г. германский император назначил рабби Исраэля бен Ицхака из Нюрнберга главой всего германского еврейства и ответственным за уплату всех еврейских налогов. Общины резко воспротивились этому назначению и наложили на рабби Исраэля херем, однако император аннулировал их постановление. В Кастилии и Португалии ответственность за раскладку и сбор налогов с евреев возлагалась на еврейского магистрата, ведавшего еврейскими делами и носившего титул раб де ла корте (`придворный раввин`). В целом, существование еврейских налоговых комиссий было официальным признанием необходимости центральной еврейской организации.

Общины, которые не могли выплатить установленного налога, подвергались суровым наказаниям. Нередко общины были вынуждены брать огромные ссуды под высокий процент для уплаты налогов казне. Практиковавшаяся с конца 14 в. в различных странах, особенно в Германии, отмена долгов еврейским кредиторам взамен на уплату части долга в казну фактически представляла собой косвенный побор с еврейских финансистов. Особым видом налога на евреев были налог на ритуальный убой, кашерное вино и сыр (например, в средневековой Сицилии) и т. п.

В Польше евреи, с фискальной точки зрения, мало отличались от остальных податных сословий и выплачивали в пользу короны регулярные налоги. Один из налогов — census animus (`подушный налог`) — был, по сути, имущественным налогом и устанавливался в общей сумме, составлявшей во 2-й половине 15 в. 900–1000 злотых; раскладка этого налога по общинам возлагалась на еврейских руководителей или специальных сборщиков. Наряду с этим существовали повинности натурой и работой, например, поставка подвод, охрана замков и т. п. Во время войн на евреев налагались чрезвычайные налоги; например, в 1496 г. евреев обязали уплатить по одному злотому за каждого мужчину и по двенадцать грошей за женщину, ребенка и прислугу. За имущество, приобретенное у христиан, евреи выплачивали церкви десятую часть его стоимости; города-центры провинций взимали с евреев земельный и подушный налог (в западных провинциях Польши — с 14 в., а в восточных — с 15 в.).

Основные принципы налогообложения евреев Польши, действовавшие почти до конца существования Речи Посполитой, были разработаны в 1-й половине 16 в. Фискальные реформы Сигизмунда Старого, продолженные Стефаном Баторием, были, в частности, направлены на то, чтобы налоги с евреев были частью общей налоговой системы, в то время как чрезвычайные поборы, ставшие обычными в Западной Европе, были бы действительно чрезвычайной мерой. Стремясь к упрощению и централизации системы налогов даже ценой уменьшения поступлений в казну, Сигизмунд учредил должность еврейского генерального скарбника (казначея) для каждой из основных провинций Польши и для Литвы. Эти должностные лица быстро приобрели влияние и получили поддержку многих раввинов и еврейских ученых, грозивших их противникам наказаниями и херемом. Однако евреи рассматривали вмешательство генерального скарбника в фискальные дела общины как нарушение ее автономии, гарантированной королевскими привилегиями. В этой борьбе, поддержанной М. Иссерлесом, общинам удалось не только отстоять, но и упрочить свою автономию: областные еврейские ва‘ады земель польской короны на съезде в 1519 г. добились права распределять по своему усмотрению общие податные суммы на своих ежегодных собраниях, в результате чего генеральные скарбники утратили свое прежнее значение. В 1540–50 гг. наряду с провинциальными ва‘адами появляются центральные ва‘ады польского и литовского еврейства (см. Ва‘ад четырех земель); таким образом между еврейскими налогоплательщиком и королевской казной посредничали и областные ва‘ады. В 1623 г. литовские общины отказались от участия в Ва‘аде четырех земель и создали собственный Литовский ва‘ад. В 1-й половине 16 в. король признал фискальные права магнатов в отношении к проживающим на их землях евреям, а статутом 1539 г. уступил шляхте право взимать с евреев, живущих на частных землях, все те подати, которые прежде взимались короной. Таким образом, евреи, проживавшие на землях шляхты, в дополнение к государственным повинностям, общим для всех евреев на землях короны, несли повинности, устанавливаемые землевладельцами. Наряду с государственными налогами и налогами в пользу магнатов польские евреи платили подати городам, церкви и на содержание христианских школ. К государственным налогам относится прежде всего census capitum (`подушный налог`), рассматривавшийся как плата за «богатство, которым евреи обязаны государству». Первые упоминания об этом налоге восходят к 1496 г. Вначале эту подать платили только евреи, проживавшие на королевских землях, однако с 1552 г. налог был распространен и на тех, кто жил на частных землях. Общий размер подушного налога устанавливался в соответствии с общей численностью еврейского населения; взимаемая таким образом сумма иногда составляла почти половину всех доходов казны. После введения подушной подати король, под давлением евреев, освободил их от других государственных налогов (1563 г. — от налога на товары, 1593 г. — «от всех податей, именно от ремесел, лавок, шоса [см. ниже], службы, торговли солью»). В 17 в. принцип, согласно которому подушный налог на евреев является эквивалентом всех других податей, был нарушен. В 1628 г. евреев вновь обязали платить королевский шос (налог на еврейский дом и собственность, восходящий к польскому годовому чиншу и литовской сребрщизне, взимавшихся с еврейских домов и земель вплоть до 16 в.). Наряду с королевским шосом евреи платили городской шос («подымную подать») в пользу короны. Были также введены комбинированные имущественные налоги, например, гиберна, взимавшаяся частично с имущества, частично подушно или с дома, «поворотный сбор» (в Литве), «постойное», «подворное» и т. п. К чрезвычайным государственным налогам относятся налоги во время войны (либо особый сбор, либо увеличение обычных податей), коронационный налог (впервые упоминается в 1512 г. по случаю коронации королевы Варвары) и т. п. Дополнительный доход, который король получал с евреев, — пошлины за пожалование им (лично или всей общине) привилегий, доходы от выморочного имущества и т. п. Жалованье воеводам и чиновникам евреи платили натурой за судопроизводство и за «аренду» у них еврейских судов. Со временем эта повинность была заменена регулярным денежным взносом (так, во Львове по декрету 1692 г. воевода брал с евреев четыре тысячи злотых ежегодно, а подвоевода — одну тысячу). Налоги на евреев в пользу частных землевладельцев включали шос на дом, подати на предметы потребления (десятина с коз и овец, десятина с меда, платежи со спиртных напитков и т. п.), а также платежи за привилегии. Налоги городам состояли из годовой чинши за дом на городской земле, подати на нужды городской полиции, на ремонт стен и т. п., косвенных податей (весовое, поштучное, мостовое, подорожное и т. п.), годовых платежей магистратам за право (ограниченной) торговли, годовых платежей еврейских ремесленников в пользу христианских цехов (с 1539 г.). Повинности в пользу церкви и христианских школ состояли из годовых чиншей с принадлежавших некогда христианам домов, из подарков и вознаграждений за разрешение на постройку синагог и молитвенных домов, из платежа натурой в пользу церкви, а также так называемой юдаики — как бы вознаграждение руководству школ за удержание учащихся от погромов и антиеврейских выходок. Все налоги, за исключением косвенных, взимались не прямо с налогоплательщика, а с общины, правление которой осуществляло индивидуальную раскладку требуемой суммы.

Такая ситуация сохранялась вплоть до роспуска еврейских ва‘адов в 1764 г., когда произошло коренное изменение в технике подушного налогообложения.

С первым разделом Польши (1772) евреи принадлежавшей ей раньше Белоруссии составили особый «податный класс» Российской империи, так как не были включены в другие сословия. В 1773 г. они были обложены налогом (подушной податью) в один рубль, а за право продажи вина в городах — в полтора рубля. По указу от 3 мая 1783 г. евреям было разрешено записываться в мещанство и купечество и платить одинаковые с неевреями налоги. Вместо натуральной воинской повинности с евреев брали налог в 500 рублей с рекрута (с мещан-неевреев — 360 рублей) до 1827 г., когда стали призывать на военную службу евреев-мещан. В 1794–1817 гг. евреев-мещан облагали двойной податью, а для выезда за границу они должны были внести ее единовременно за три года вперед. Жалобы евреев, живших во владениях помещиков, вызвали в 1800 г. распоряжение Павла I о принятии администрацией мер, «дабы евреи не были отягощаемы излишними поборами и налогами от владельцев».

Подать с евреев собирали кагалы (согласно правилам 1781 г. о приходно-расходных книгах), ответственные за поступление денег в казну. Когда же евреи с 1783 г. начали как мещане и купцы платить налоги в сословные городские учреждения и освободились от круговой поруки, заправилы кагалов (в основном белорусско-литовские) стали хлопотать о возвращении права раскладки подати. Положение о евреях (1804) вновь возложило на кагалы ответственность за сбор налогов. Кагалы взимали подать в виде прямого налога, однако часто прибегали и к косвенным, пользуясь для этой цели коробочным сбором. В 1797 г. минский кагал использовал коробочный сбор на уплату податей. Его примеру последовали кагалы Шклова и других общин, а вскоре правительственная администрация рядом законоположений (1809, 1823, 1826, 1829, 1835, 1839, 1844, 1847) превратила коробочный сбор в источник непосредственной уплаты государственных повинностей. Непомерные сборы привели еврейскую массу в бедственное состояние, в связи с чем руководство кагалов и состоятельные члены общин, на которых падало основное бремя налогов, стремились не вписывать неимущих в ревизские сказки (книги лиц податного состояния). Так появились так называемые не‘эламим (тайные), то есть специально не внесенные в эти книги. Для облегчения податного бремени кагалы стали отказывать старикам и инвалидам в приписке к общинам. Сенат в 1819 г. потребовал причислять их к тем общинам, в которых они родились, вследствие чего были вновь приписаны свыше 130 тыс. нетрудоспособных. После введения натуральной воинской повинности (1827) кагалам было предоставлено право сдавать в рекруты евреев, неисправных в уплате налогов. Евреи-купцы, свободные от подушной подати, фактически платили ее за неимущих посредством коробочного сбора. В 1831 г. правительство обязало евреев-купцов участвовать в платеже податей наравне с мещанами-евреями того города, к которому они приписаны, если их гильдейская повинность была меньше платежей мещан, платящих за неимущих. Хотя кагалы были упразднены в 1844 г., круговая порука за сбор податей в общинах сохранялась. В 1844 г. правительство ввело также особый свечной сбор, который шел на содержание казённых еврейских училищ (с 1855 г. свечной сбор повсеместно выплачивался из суммы коробочного сбора). За еврейскими общинами накапливались огромные недоимки (в середине 1850-х гг. они достигли 8,5 млн. рублей), и в декабре 1850 г. Николай I приказал с общин, не покрывших государственных долгов в течение года, брать по взрослому рекруту за каждые две тысячи вновь недоплаченных рублей, не списывая их из суммы недоимок, а если и в следующем году недоплата не будет покрыта, брать нового рекрута (сенатский указ от апреля 1852 г., отменен в 1856 г.). С отменой в 1863 г. повсеместно (за исключением Сибири, а также Бессарабии, в которой была сохранена турецкая система налогов) подушной подати с мещан оставшиеся подушные земские повинности покрывались главным образом суммами коробочного сбора (например, в 1868 г. по Киеву губернский земский сбор с евреев составлял сто тысяч рублей, из которых восемьдесят тысяч были взяты из коробочного сбора). Для поощрения еврейского земледелия были введены льготные налоги на евреев-земледельцев. В конце 1880-х гг. подать была заменена налогом с доходов и имущества, а подушный сбор (21 копейка) был оставлен лишь для евреев-земледельцев. В Закавказском крае подымную подать (с совместно проживающей семьи) с 1836 г. платили, как и все сельское население, горские и грузинские евреи, не приписанные к городским сословиям.

В Царстве Польском сохранялись введенные в герцогстве Варшавском предназначенные для казны кашерный сбор с продажи мяса и птицы (с 1809 г.) и так называемый таможенный или билетный гелейтцолль (с 1810 г.). Временно вводился также кашерный сбор на содержание еврейских больниц (отменен в 1840 г.). Кашерный сбор, который давал местному правительству в конце 1850-х гг. 350 тыс. рублей дохода, в 1862 г. был отменен. Гелейтцолль (19 польских злотых) взимался с иностранных евреев за въезд в Царство Польское, в том числе и с приезжих из других частей Российской империи. В 1819 г. депутат еврейского народа З. Зонненберг безуспешно хлопотал об отмене этого налога с российских евреев, а в ответ на подобное ходатайство ковенских евреев (1826) цесаревич Константин Павлович счел необходимым не только сохранить налог, но и распространить его на евреев Царства Польского, въезжавших в Россию. Однако министр финансов Е. Канкрин по собственной инициативе предписал в 1833 г. уменьшить этот налог на 50% и не распространять его на евреев Царства Польского. В 1855 г. гелейтцолль был отменен.

С евреев Киева в 1857–1917 гг. взимался «акцизный сбор с кашерных предметов», который вначале шел в пользу городской казны, а затем частично использовался и на еврейские нужды.

Наряду с общими и дискриминационными евреи большинства стран платили и общинные налоги, шедшие на содержание синагог и общинных учреждений. Синагоги обычно существовали на взносы прихожан, плату за место и добровольные пожертвования. Среди сефардов практиковалась финта — система налогообложения в соответствии с доходом каждого члена общины, определяемым специальными общинными оценщиками — финадорами. В таких странах, как Германия и Италия, где еврейские общины были официально признаны и их деятельность регулировалась законом, налоги, собиравшиеся в пользу общины, находились в ведении властей; отказ от уплаты общинных налогов был равносилен выходу из общины.

Отмена дискриминационных налогов на евреев происходила как следствие эмансипации. Первые попытки уравнять евреев с остальным населением в фискальном отношении были сделаны в Австрии в правление Иосифа II, который отменил в 1781 г. особый еврейский подушный налог. Однако при Леопольде II и Франце I в Австрии были вновь введены особые еврейские налоги (на кашерное мясо и вино, на свечи и т. п.). Поворотный пункт в истории еврейских налогов — декрет революционного Национального собрания Франции от 20 июля 1790 г., согласно которому все особые еврейские налоги упраздняются без всякого «выкупа» со стороны евреев и в фискальном отношении евреи уравниваются с остальным населением республики. В немецких землях, однако, остатки дискриминационного фискального законодательства сохранялись до начала 19 в.

В Государстве Израиль налоговая система аналогична системам, принятым в странах с либеральной экономикой; наряду с прямым прогрессивным подоходным налогом и налогом, взимаемым с работодателей, существует ряд косвенных налогов (налог на прибавочную стоимость, налог на покупку, пошлина на импорт и др.) Цель налоговой системы — обеспечить средства как на содержание государственного аппарата, армии и государственных служб, так и на образование (дошкольное и школьное), на определенные виды медицинских услуг и субсидий и т. п. Другие важная функция системы налогообложения — перераспределение доходов в пользу нуждающихся слоев населения и стимулирование промышленности и сельскохозяйственного производства. Наряду с государственными существуют также муниципальные налоги, идущие на содержание муниципального аппарата и на городские нужды (уборка мусора, содержание городских музеев, развитие и озеленение городов и т. п.). В 1964 г. в Иерусалиме открыт Музей налогового дела, посвященный еврейскому налоговому законодательству и различным аспектам налогообложения на территории Эрец-Исраэль, а также в Государстве Израиль. Музей ведет научно-исследовательскую работу и издает ежеквартальник по истории и проблемам налогообложения «Рив‘он ле-иньяней миссим».

Смотрите также

Наси Иосеф

Нахария

Не‘ила

Нисселович Лазарь

Нишмат кол хай