Наторей карта

НАТОРЕ́Й КА́РТА (арамейское נָטוֹרֵי קַרְתָּא, также נְטוּרֵי קַרְתָּא, Нетурей карта, буквально `стражи города`), экстремистская ультраортодоксальная еврейская община. Насчитывает несколько десятков семей; сосредоточена главным образом в Иерусалиме (квартал Меа-Ше‘арим и рядом с ним) и частично — в Бней-Браке. Название Наторей карта взято из Иерусалимского Талмуда (Хаг. 1:7, 76в), где говорится, что знатоки Торы суть стражи и защитники города. Члены общины — ашкеназы; большинство их — потомки выходцев из «старого ишува», к которым присоединилась группа последователей И. Тейтельбаума из Сатмара (см. Тейтельбаум, семья), бывшего некоторое время (с 1953 г.) духовным вождем Наторей карта. Среди наиболее авторитетных лидеров общины — раввины из семей Блой, Каценеленбойген и Хирш. Община считает создание светского еврейского государства в Эрец-Исраэль богопротивным делом и потому не признает Государство Израиль. Большая часть членов Наторей карта отказывается получать израильские удостоверения личности, не признает юрисдикции израильских судов и Верховного раввината, не голосует на муниципальных и парламентских выборах.

Наторей карта в 1935 г. откололась от Агуддат Исраэль, попытавшейся умерить требования экстремистской группы о создании в Иерусалиме ультраортодоксальной общины, не поддерживающей никаких отношений с «сионистским» населением. Первоначально группа носила название Хеврат ха–хаим (буквально `община жизни`) в честь раввина Иосефа Хаима Зонненфельда и ставила целью создание общины, «свободной от влияния современного духа с его ложными идеями». Принадлежность к общине обуславливалась «обучением сыновей и дочерей в традиционном еврейском духе, без каких-либо изменений (школы для девочек, где преподается иврит, не дают образования в традиционном еврейском духе)». Фраза в скобках намекала на женские школы Агуддат Исраэль «Бет-Я‘аков», где преподавание ведется на иврите. Название Наторей карта было впервые использовано в 1938 г. группой молодежи из Хеврат ха-хаим, резко выступившей против уплаты добровольного налога на оборону еврейского ишува (кофер ха-ишшув).

Во время Второй мировой войны конфликт между Наторей карта и Агуддат Исраэль еще более углубился вследствие усилившегося сотрудничества последней с Еврейским агентством и другими сионистскими (см. Сионизм) учреждениями и организациями. В 1945 г. на выборах в Ва‘ад ха-‘эда ха-харедит (см. Государство Израиль. Религиозная жизнь) Наторей карта и поддерживающие их элементы получили большинство голосов. Одним из первых актов комитета было изгнание из общины тех, чьи дочери учились в школах «Бет-Я‘аков». В Войну за независимость Наторей карта выступали против создания государства и контроля Израиля над Иерусалимом, пытаясь добиться интернационализации города. Во время боев в Иерусалиме группа Наторей карта с белым флагом направилась в сторону иорданских позиций; позднее Наторей карта стали декларативно поддерживать Организацию освобождения Палестины (ООП) (см. Государство Израиль. Арабское меньшинство в Израиле) и предприняли попытки установить контакты с ней. Государственный праздник День независимости Израиля отмечается общиной Наторей карта как траурная дата.

Несмотря на свою малочисленность, Наторей карта пользуется определенным влиянием в широких ортодоксальных кругах (например, при организации демонстраций за строгое соблюдение субботы, против совместных купаний мужчин и женщин и т. д.).

Члены общины живут главным образом на доходы от мелкой торговли и на пожертвования из-за границы, в основном — от сатмарских хасидов (см. Хасидизм) в США. Несколько семей Наторей карта живут в Нью-Йорке.

Некоторые еврейские общины употребляют термин Наторей карта в его талмудическом значении (см. выше) по отношению к руководителям общины — парнасим. См. также Ортодоксальный иудаизм.

Смотрите также

Натансон Марк

Нафтали

неопалимая купина

Новосибирск

Норвегия