нищенство

НИ́ЩЕНСТВО, собирание милостыни как средства существования. Хотя в Библии неоднократно идет речь о бедных и нуждающихся, упоминания о нищенстве, равно как и соответствующие понятия, не встречаются (`нищие` в русском переводе Библии означает `неимущие`). Помощь бедняку (ани) или нуждающемуся (эвйон) предусматривалась библейским законодательством лекет, шихеха у-феа. По-видимому, нищенство начало распространяться в талмудический период. В Талмуде упоминаются нищенствующие бродяги. В 1-м разделе мишнаитского трактата Шаббат (см. Мишна) рассматриваются различные способы подачи милостыни с целью иллюстрации законов, касающихся передачи предметов в субботу из частных в общественные руки. Мишна также определяет права нищего, который «ходит с места на место» и которого следует обеспечивать ночлегом (Пеа 8:7). Мишна считает нищенство занятием, недостойным женщины, и поэтому предписывает, чтобы в случае, когда отец не оставил детям достаточных средств к существованию, лишь сыновья отправлялись собирать милостыню, а дочери оставались дома (Кт. 13:3). Нищие упоминаются и в Новом завете (Марк 10:46; Деян. 3:2).

Законоучители порицали тех нищих, которые симулировали болезни, увечья и уродства, чтобы вызвать сострадание у окружающих (Пеа 8:9 и др.). Однако один из законоучителей проявлял снисходительность к таким симулянтам, утверждая, что они выполняют полезную функцию, пробуждая в людях милосердие (Кт. 68а). Талмуд приводит забавную историю о нищем, вызвавшем упрек Равы своими чрезмерными требованиями (Кт. 67б).

Два фактора сдерживали распространение нищенства среди евреев: тактичный обычай посылать пищу беднякам так, чтобы не оскорблять их гордость (см. примеры в Кт. 67б), и хорошо организованная система сбора и распределения средств в помощь бедным через посредство официального благотворительного фонда (куппа) и благотворительной кухни (тамхуй). Поэтому те, кто занимался нищенством, теряли право на помощь со стороны организованной благотворительности, хотя было установлено компромиссное правило не отпускать просящего милостыню с пустыми руками (Кт. 67б).

В средние века просящих подаяние исключали из сферы организованной общинной благотворительности, что было сформулировано как галахическое постановление (Майм. Яд. Маттнат Аниим 7:7; Ш. Ар. ИД. 250:3, см. Галаха). С другой стороны, Шломо Адрет в ответ на запрос общины, обремененной многочисленными нищими, постановил, что «хотя повсюду нищие получают поддержку от общинной благотворительности, если вдобавок к этому они хотят просить милостыню под окнами, они могут поступать таким образом, и каждый пусть подает им по своему разумению и желанию» (Респонсы, 3, №380). Однако в Кракове в 1595 г., а также в испанских и португальских общинах Лондона во 2-й половине 17 в. нищенство было полностью запрещено.

Прекрасно организованная помощь нуждающимся (см. Ш. Ар. ИД. 250:3: «Мы никогда не слышали об общине, в которой не было бы фонда для бедных и благотворительной кухни») до 17 в. практически исключала нищенство среди евреев. Христианский гебраист 17 в. Ланселот Аддисон в сочинении «Нынешнее положение евреев» писал, что «у евреев нет нищих», и объяснял это «регулярными и достохвальными усилиями» евреев обеспечить нужды бедняков.

По-видимому, рост нищенства среди евреев был следствием погромов Б. Хмельницкого, когда были уничтожены сотни еврейских общин и тысячи бездомных и обездоленных евреев наводнили Европу. С того же времени в обиходе появляется термин шнорер (идиш — `нищий`, `попрошайка`), а нищенство становится типичным явлением еврейской жизни. В источниках на иврите таких нищих называли архей пархей (на арамейском `бродяги`, `бездельники`). Нищие в Германии (по-немецки беттельюден), по некоторым оценкам, составляли в конце 17 в. до 20% всего еврейского населения. Среди причин распространения и устойчивости этого явления — естественный прирост еврейского населения при ограничениях, налагавшихся местными властями на численность еврейского населения в данном месте. Немаловажным фактором была и общая политическая и экономическая нестабильность в Европе. Беттельюден были частью массы нищенствующих бродяг. Подобно своим нееврейским собратьям, они со временем организовали сообщества (иногда — совместно с нищими-неевреями) и развили собственную субкультуру. Нищие евреи пополняли собой ряды преступников. Власти обвиняли их в воровстве, распространении заболеваний и эпидемий и обращались с ними весьма сурово. Отношение руководителей еврейской общины к таким нищим было неоднозначным: с одной стороны, они опасались как гнева властей, так и антисоциальных наклонностей архей пархей; с другой стороны, они сочувствовали обездоленным единоверцам и стремились облегчить их участь. Обычно странствующим нищим предоставляли ночлег на одну ночь (или на две, если выпала суббота) в домах членов общины, а наутро им давали деньги и отправляли в дальнейший путь. Нищим, в первую очередь больным, предоставлялся ночлег и в особых домах для бедных (см. Хекдеш).

После эмансипации, когда были отменены ограничения на местожительство евреев и на сферы их занятий, подавляющее большинство бывших нищих вошло в социально-экономическую структуру европейских стран. Однако нищенство как социальное явление не исчезло полностью из жизни еврейских общин и продолжало существовать, хотя и в меньшем масштабе, главным образом в Восточной Европе.

В Эрец-Исраэль нищенство, широко распространенное до образования государства, в настоящее время значительно сократилось благодаря деятельности Министерства социального обеспечения. Нищие на улицах израильских городов немногочисленны. Однако до сих пор раздача милостыни часто сопровождает утреннюю синагогальную службу. Имеются два вида нищенства — настоящие нищие и учащиеся традиционных иешив, которые, с согласия своих руководителей, таким образом не только пополняют свои средства существования, но и предоставляют молящимся возможность сочетать молитву с благотворительностью. Хотя среди ортодоксальных евреев (см. Ортодоксальный иудаизм) иногда высказывается мнение, что нищие мешают молящимся, подавляющее большинство — против их удаления из синагог.

Смотрите также

Навон Ицхак

Надсон Семен

Нахум

Нисселович Лазарь

Ной Дов