обрядовые предметы
ОБРЯ́ДОВЫЕ ПРЕДМЕ́ТЫ (ритуальная утварь, תַּשְׁמִישֵׁי קְדֻשָּׁה, ташмишей кдушша), принадлежности, используемые при отправлении культа и совершении ритуальных церемоний в синагоге и в домашнем обиходе.
Законоучители Талмуда, комментируя библейский стих «Он Бог мой, и прославлю Его» (Исх. 15:2), требуют, чтобы используемые при выполнении религиозных предписаний предметы были красивыми, например, «...красивая сукка, красивый лулав, красивый шофар, красивый цицит, красивый свиток Торы» (Шаб. 1336). Это требование — прямое продолжение древней традиции ритуального искусства, запечатленной в библейском описании работы Бецалеля и его мастеров по сооружению скинии, Ковчега Завета, священной утвари и священнических одежд (Исх. 31:1–11; 36, 39).
Обрядовые предметы обычно представляют собой произведения прикладного искусства — резьбы, чеканки, литья, вышивки и т. п. Форма обрядовых предметов определяется их назначением, а декоративная отделка связана с обрядовой символикой и отражает как художественную традицию, так и господствующий стиль эпохи.
Необходимые для отправления культа предметы — тфиллин и таллит, которые хранятся в специальных мешочках, обычно украшенных шитьем. Обязательная принадлежность одежды религиозного еврея — ермолка (киппа — черная, цветная, украшенная шитьем, вязаная и т. п.) и таллит-катан (`малый таллит`).
Центральное место в синагогальном культе занимает свиток Торы — Сефер-Тора. Поскольку прикосновение к свитку руками возбраняется (Шаб. 14а), он помещается в специальный футляр или чехол. У сефардов и в общинах Востока такой футляр (тик) обычно представляет собой деревянную (с инкрустированными металлическими буквами), а иногда — серебряную и даже золотую шкатулку, украшенную чеканкой, рельефным орнаментом и т. п. У ашкеназов той же цели служит так называемая мантия (мантл) — чехол из бархатной или шелковой ткани, богато декорированный шитьем. Прежде, чем надеть чехол, свиток перевязывают матерчатой лентой (на идиш — биндер). В Германии такие ленты (называвшиеся вимпл) обычно изготовлялись матерями из ткани, в которую пеленали ребенка при обряде обрезания; на этих лентах вышивали узор и благословение, и мальчики дарили их синагоге в свое первое посещение ее. Стержни свитка Торы венчают корона (кетер) или украшения, изначально в виде плодов граната (отсюда их название риммоним; в Иране и Ираке они назывались яблоками — таппухим), но уже с 16 в. их изготавливают самой различной формы. Кетер и риммоним, как правило, делают из металла (часто — из серебра); встречаются, однако, короны из картона, обтянутого бархатом. Сохранились превосходные образцы этих украшений в стиле барокко и рококо. Риммоним и кетер, как правило, снабжены колокольчиками в память о тех, которые были на одеждах первосвященника. На чехле обычно имеется щиток (тас), часто его украшают полудрагоценными камнями. Для свитка Мегиллат Эстер (см. Пурим; Эсфирь) делают особые цилиндрические футляры из серебра, дерева или слоновой кости, на них изображены сцены из этой книги. Чтобы при чтении свитка Торы не касаться его рукой, используется специальная указка (в виде стержня, конуса или какой-либо декоративной фигуры), с наконечником в форме кисти руки с вытянутым указательным пальцем, отсюда и название — яд (буквально `рука`); обычно ее делают из кости, дерева или серебра.
Свиток Торы хранится в специальном богато декорированном шкафчике-ковчеге, стоящем у восточной стены синагоги. У ашкеназов он называется арон ха-кодеш (`святой ковчег`; см. Ковчег завета), а у сефардов — хехал (`чертог`). Он закрывается специальной занавесью — парохет; во многих сефардских общинах парохет вешается внутри ковчега. Занавесь обычно богато расшита (часто в декоре используется изображение львов или оленей, поддерживающих корону); в дни постов вешается простая белая материя. В верхней части занавесь прикрыта фестончатым ламбрекеном (каппорет), на нем часто вышиты торжественные надписи на иврите. Возле ковчега помещается предназначенный для хаззана пюпитр (аммуд) с прикрепленной к нему табличкой (шиввити, обычно из серебра или посеребренной латуни) с надписью «Представляю Господа перед собой всегда» (Пс. 16:8). Бима окружена узорными (резными или коваными) парапетами. Стол или пюпитр для чтения Торы покрывается расшитой скатертью.
Перед ковчегом висит на цепях постоянно горящий светильник — нер-тамид — из серебра, бронзы или меди. Ритуальные светильники могут быть в форме лампады, люстры, канделябра, подсвечника, бра и т. п. Субботний светильник обычно представляет собой люстру из бронзы, меди или олова, иногда многоярусную, или трехствольный канделябр. Другие виды ритуальных светильников — подставки для поминальных свечей, а также употребляемые как в синагоге, так и в домашнем обиходе семиствольные (см. Менора) и девятиствольные светильники (хануккийот, см. Хануккия). Старинные семиствольные светильники, обычно из меди, изготовлялись в основном по образцу храмовой меноры, какой она изображена на триумфальной арке Тита в Риме. Стволы таких светильников изогнутые или прямоугольные; иногда они переплетаются, создавая геометрический орнамент. Львы, олени, петухи и другие птицы — обычные мотивы декора таких светильников. Хануккийот изготовляются из различных материалов — керамики, камня, меди, латуни, олова, серебра, фарфора, стекла — и бывают двух основных видов: как менора, но с девятью стволами (из них один предназначен для «служебной» свечи — шаммаш), или в виде основания, на котором помещаются горелки или свечи, с вертикальной стенкой сзади. Стенка обычно богато декорирована; наиболее распространенные формы: арка на двух колонках, рельеф с изображением львов, мифологических животных, растительным орнаментом или фронтоны и картуш барочного стиля. В Польше и России особой популярностью пользовались хануккийот с ажурной стенкой, увенчанной орлом, и хануккийот филигранной работы. С 18 в. в Германии и России были в моде серебряные хануккийот с масляными светильниками в виде восьми львов или колонок, соединенных цепочками.
В разряд обрядовых предметов входит и ритуальная посуда. Кубок для вина играет значительную роль в обрядовой жизни еврея. Существуют специальные бокалы для киддуша, для обряда хавдалы, для праздника Песах (см. также Илия), для свадебного обряда. Бокалы и кубки для вина бывают различной формы — стаканы, бокалы на ножке, граненые, круглые и другие. Они, как правило, изготовляются из серебра и декорированы гравированным или рельефным орнаментом, видами городов, фигурами животных и т. п. Местные погребальные общества (см. Хевра каддиша) соблюдают пост в традиционный день смерти Моисея (7 адара), а на исходе этого дня пьют из особых стеклянных или серебряных именных бокалов, на которых часто изображены сцены деятельности общества.
Специальные блюда с орнаментом предназначены для гостинцев (мишлоах манот) в Пурим. Особые блюда с обозначением мест для символических кушаний, часто украшенные изображением сцен из Хаггады пасхальной, используются во время седера.
Обрядовые предметы для обрезания — это, в первую очередь, нож, декорированный орнаментом, библейскими сценами (обычно — из жизни Авраама, например, жертвоприношение Исаака, — см. Акеда и т. п.) или просто мотивами, связанными с обрядом обрезания. При церемонии используется особый резной стул — «кресло Илии» (см. Илия) и чаша, обычно с соответствующими надписями и молитвенными текстами.
Основной обрядовый предмет при ритуале бракосочетания (см. Брак) — это хуппа (богато декорированный балдахин на четырех шестах) и кольцо, которое жених надевает на палец невесты; иногда на кольце выгравированы слова маззал тов (`на счастье`, `поздравляю`) и изображение дома, символизирующего одновременно Храм и будущий семейный очаг. Лицо невесты закрывается фатой, в некоторых общинах принято украшать голову короной, диадемой или венком из живых цветов.
Шкатулка для благовоний (хадас, буквально — `мирт`), употребляемая при церемонии хавдалы на исходе субботы, имеет самые различные формы — плодов, цветов, рыб, готических башен, ветряных мельниц и т. п. Иногда такие шкатулки одновременно служат и подсвечником, также необходимым для церемонии.
К предметам синагогальной утвари относятся также кружка (куппа) для благотворительных сборов, кресло раввина, таблички с Десятью заповедями, ритуальные чаши и рукомойники у входа, декорированные надписями, а иногда и орнаментом, шофар, сандалия для халицы (см. Левиратный брак и халица). Таблички мизрах, в общинах Запада указывающие восточную стену помещения, то есть направление, куда следует обращаться лицом во время молитвы, используются как в синагоге, так и дома. Эти таблички часто декорируются библейскими и праздничными сценами и библейским стихом «От восхода солнца до запада да будет прославлено имя Господне» (Пс. 113:3). На дверных косяках укрепляется мезуза; ее футляр изготовляется из различных материалов — металла, дерева, керамики — и обычно украшен декоративной надписью или орнаментом.
К обрядовым предметам относятся также пасхальные и субботние скатерти и салфетки (обычно вышитые), футляр для этрога, обычно серебряный, имеющий форму этого плода, специальные ножи для изготовления маццы, формы для печения к Пуриму, трещотки из дерева (редко — из серебра; иногда на них есть изображение Амана на виселице), такими трещотками дети трещат при чтении Мегиллат Эстер в Пурим, и многое другое.
Первым известным коллекционером еврейского ритуального искусства был немецкий еврей Александр Давид (родился в 1681 г. или 1687 г. – умер в 1765 г.; см. Музеи), коллекция которого хранилась в синагоге в городе Брауншвейг (Германия). Ныне коллекции лучших образцов обрядовых предметов представлены во многих музеях Европы и Америки; наиболее богатое собрание в Израиле — в Израильском музее.
См. также Искусства пластические; о более древних временах см. Скиния, Храм и статьи об отдельных праздниках и ритуальных церемониях.