Овадия
ОВА́ДИЯ (עוֹבַדְיָה, עֹבַדְיָה; в русской традиции Авдий), пророк, которому приписывается авторство четвертой из книг Пророков малых, названной его именем. В раввинистической литературе Овадия отождествляется с упоминаемым в Танахе (I Ц. 18:3–16) Овадией, управителем царского дворца при Ахаве, и считается прозелитом из Эдома (Санх. 39б). Книга Овадии — наиболее краткая как среди книг Малых пророков, так и в Библии в целом и содержит всего одну главу (21 стих).
Тема пророчества Овадии — кара, ожидающая Эдом (1:1) за открытое проявление враждебности к Иудее во время вавилонского вторжения, осады и падения Иерусалима в 586 г. до н. э. Пророк укоряет «дом Исава» (то есть Эдом) «за притеснение брата своего Иакова» (1:10); в день, когда чужеземцы «бросали жребий об Иерусалиме» и уводили иудеев в плен (1:11), Эдому «не следовало радоваться о сынах Иехуды в день гибели их» (1:12) и оказывать содействие вавилонянам — «стоять на перекрестках для истребления бежавших... и выдавать уцелевших...» (1:14). Память о враждебности Эдома во время вавилонского вторжения сохранена также в пророчествах Исайи (34:5–8), Иеремии (49:7–22), Иехезкеля (25:12–14), Мал’ахи (1:2–5), а также в Псалмах (137:7, в русской традиции 136:7) и Плаче Иеремии (4:21–22), — причем во всех этих источниках выражается уверенность в Божьей каре, которая неминуемо постигнет Эдом за этот грех. Грядущее возмездие Эдому стоит в центре пророчества Овадии. Пророк, видимо, намекает на бедствие, однажды уже постигшее Эдом, — захват иудейским царем Амацией идумейской крепости Села (буквально `скала`) около 800 г. до н. э. (II Ц. 14:7) и предвещает, что в следующий раз враг проникнет в самое «гнездо» Эдома (1:3–4); союзники покинут его, и друзья нанесут ему удар (1:7). Возмездие — близящийся «день Господень» — мыслится как воздаяние, основанное на принципе «око за око»: «как ты поступал, так будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (1:15). Овадия возвещает спасение Израилю на горе Сион, где дому Иакова будет возвращено его наследие (1:17; ср. Иоэль 3:5; в русской традиции 2:32); тогда свершится суд над народами (1:16), и дом Исава будет истреблен (1:18). В последних трех стихах (1:19–21) судьба Эдома трактуется как эпизод эсхатологии, триумфа Израиля и установления царства Господня.
Среди исследователей существуют разные мнения относительно единства книги Овадии и датировки ее предположительных компонентов. Явное сходство между книгами Иеремия (49:7–22) и Овадия (1–11) приводит к заключению, что оба текста восходят к более древнему источнику (некоторые ученые датируют его приблизительно 800 г. до н. э.). Эдом был разорен в результате вторжения аравийских кочевников в конце 6 в. до н. э., и, возможно, этим временем следует датировать составление основных отрывков книги (стихи 1–18). Некоторые исследователи придерживаются мнения, что эсхатологическая концовка пророчества Овадии (стихи 19–21) — это позднейшее добавление.