Одетс Клиффорд

О́ДЕТС Клиффорд (Odets, Clifford; 1906, Филадельфия, – 1963, Лос-Анджелес), американский драматург и киносценарист. Вырос в Бронксе (район Нью-Йорка), в бедной иммигрантской семье, быт и нравы которой впоследствии отразились в его произведениях. С 15 лет играл в различных театральных коллективах, в 1923–28 гг. овладевал актерским мастерством в профессиональных труппах. В 1931 г. вошел в группу актеров, основавших ориентированный на систему К. Станиславского и поддержку Советского Союза «Груп-тиэтр» (см. Театр. Вклад евреев в мировой театр. Соединенные Штаты Америки). Одетс видел свою идеологическую задачу в том, чтобы «американизировать коммунизм», хотя в 1934 г. вышел из коммунистической партии.

В 1935 г. «Груп-тиэтр» была поставлена первая одноактная пьеса Одетса «В ожидании Лефти», публицистическая драма социального протеста. На сцене заседал стачечный комитет, а зрительный зал, где среди публики находились актеры, превращался в рабочую аудиторию (одна из немногих у Одетса театральных новаций). Пьеса имела огромный успех, шла во многих городах США, в том числе на периферии в постановке других театров. Впоследствии «Груп-тиэтр» давал ее в одном спектакле с антифашистской пьесой «До самой смерти» (1935); в таком сочетании эти две первые пьесы Одетса одновременно шли в 32 городах, причем попытки запретить постановку лишь прибавляли ей популярности. Одетс завоевал репутацию ведущего левого драматурга.

В 1935 г. состоялась премьера наиболее известной пьесы Одетса «Пробудитесь и ликуйте» (в русском переводе «Проснись и пой»). В ее названии (цитата из Исайи 26:19) выражена надежда на обновление жизни на основах справедливости. Здесь в полной мере проявились сильные стороны дарования драматурга: умение выразить боль обездоленных и показать гибельные последствия компромисса с совестью, колоритность разговорной речи персонажей (в данном случае окрашенной идиоматикой идиш — диалекта евреев Бронкса), в которую вкраплен юмор и порой — лирическая напряженность; меткость психологических характеристик (например, одним из первых в Соединенных Штатах Америки литературе Одетс вывел здесь диктаторский тип еврейской мамаши).

Следующая пьеса «Утраченный рай» (1935), где распад семейных связей трактуется в марксистском духе — как символ краха американского общества в период экономического кризиса 1929–33 гг. — не пользовалась особым успехом. Однако в 1937 г. Одетс подтвердил свою репутацию одного из популярнейших драматургов пьесой «Золотой мальчик», которая выдержала 248 представлений за сезон в Нью-Йорке. В трагической истории юного скрипача, ставшего профессиональным боксером в погоне за деньгами и славой, отчаянное самоутверждение личности оборачивалось гибелью. Лейтмотив последующих пьес Одетса «Ракета на луну» (1938), «Ночная музыка» (1940), «Столкновение ночью» (1941) — одиночество, поиск человеческого сочувствия в потребительском мире; социальная проблематика отходит в них на задний план.

Многолетняя работа в Голливуде (главным образом в качестве сценариста) дала Одетсу материал для пьесы «Большой нож» (1949, экранизирована в том же году). Ее герой, талантливый актер, совершает под влиянием голливудской атмосферы лести и обмана компромисс с совестью, что приводит его к самоубийству. В дальнейшем пьесы Одетса «Деревенская девушка» (1950), «Цветущее персиковое дерево» (1954, современная еврейская семья как аллегория Ноева ковчега) также сразу экранизировались. Среди других работ Одетса для кино «Генерал умирал на рассвете» (1935), «Рассказ на первой странице» (1959), «Сладкий запах успеха» (1957). В 1988 г. была опубликована подготовленная сыном драматурга книга «Настало время», в которую вошли дневниковые записи Одетса.

Смотрите также

общие сионисты

оссуарии

остракон

Офаким

Офир