Оффенбах Жак
ОФФЕНБА́Х Жак (Offenbach, Jacques; настоящее имя Якоб Эбершт; 1819, Кёльн, – 1880, Париж), французский композитор, крупнейший из основоположников жанра оперетты, а также театральный дирижер и виолончелист. Сын учителя музыки, городского хаззана с 1826 г. И. И. Эбершта (1779–1850; прозвище Оффенбахер — уроженец города Оффенбах), автора пьес для гитары, составителя Пасхальной хаггады (1838) с параллельным текстом на иврите и немецком языке и молитвенника для юношества (1839) с нотами канонических и сочиненных им мелодий. Под руководством отца Оффенбах с шести лет обучался игре на скрипке, с девяти — на виолончели и выступал в составе трио с братом и сестрой. С 1833 г. жил в Париже, где до 1835 г. учился в консерватории по классу виолончели, а в 1835 г., начав ради заработка играть в театральных оркестрах и выступать в салонах со своими сочинениями (танцы, сентиментальные романсы), брал уроки композиции у Ж. Ф. Халеви. В 1839 г. дебютировал в «Пале-Рояль» как театральный композитор (музыка к водевилю «Паскаль и Шамбор»), после чего гастролировал (главным образом с собственными произведениями) как виолончелист и дирижер по городам Франции и Германии, в 1844 г. с успехом дирижировал в Лондоне. В 1850–55 гг. был дирижером и композитором в «Комеди Франсез», в 1855–61 гг. руководил своим театром «Буфф-Паризьен».
В 1858 г. Оффенбах, творчески тяготевший к иносказанию («Басни Лафонтена», 1842), шутке (дуэт «Монах-нелюдим», 1843), пародийной буффонаде («Двое слепых», 1855), пришел к созданию комедийного многоактного музыкального представления, в котором соединил форму комической оперы с традициями демократической театральной сатиры и несколько фривольного юмора концертной эстрады. В опереттах Оффенбаха, созданных им большей частью с либреттистом Л. Халеви (см. Ж. Ф. Халеви), соавтором которого был Э. Ж. Кремье (1828–92), а с 1861 г. — А. Мельяк (1831–97), любой сюжет — мифологический («Орфей в аду», 1858), легендарно-исторический («Женевьева Брабантская», 1859), сказочный («Синяя борода», 1866), псевдоисторический («Великая герцогиня Герольштейнская», 1867) или основанный на реальности («Парижская жизнь», 1866) — служил канвой для едких насмешек над буржуазно-аристократической Францией времен Наполеона III, над ее бытом и нравами, политической жизнью и претенциозным искусством (в том числе и над музыкальными штампами так называемой большой оперы Дж. Мейербера). Тонкой иронией пронизана музыкальная ткань оперетт Оффенбаха (интонационно близкая французскому городскому фольклору), с чередованием легко запоминавшихся шуточных и лирических арий и ансамблей с бравурными галопами и зажигательными канканами.
Под влиянием творчества Оффенбаха возникла национальная оперетта в Вене и Лондоне. Его последователями во Франции были Ф. Эрве, Ш. Лекок, Л. Делиб. После краха Второй империи (1870) пародия и сатира во Франции утратили популярность, и резко ослабел интерес к творчеству Оффенбаха. Не принесли успеха ни новые оперетты, ни попытка антрепризы (1873–75, театр «Гете»), приведшая Оффенбаха к банкротству. После гастрольной поездки в Нью-Йорк и Филадельфию (описана им в книге «Оффенбах в Америке. Заметки путешествующего музыканта», Париж, 1877) испытал творческий подъем и создал лучшие из своих оперетт «Мадам Фавар» (1878) и «Дочь тамбурмажора» (1879), а также оперу «Сказки Гофмана» (клавир 1880, либретто Ж. Барбье по сочинениям Э. Т. А. Гофмана; инструментирована Э. Гиро, первая постановка — 1881 г.).
Смотрите также
Общество здравоохранения евреев