Аронсон Наум
А́РОНСОН Наум (Aronson, Naum; 1872, Креславка, Витебская губерния, – 1943, Нью-Йорк), скульптор. Воспитывался в хасидской (см. Хасидизм) семье и получил традиционное начальное образование. После учения в рисовальной школе в Вильно (см. Вильнюс) не был принят в Академию художеств и уехал в Париж (1891). В 1897 г. его скульптура была впервые выставлена в парижском «Салоне». В 1900 г. Аронсон был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Храня верность классической традиции, Аронсон сумел выработать свой индивидуальный стиль, полный динамики и грации. Аронсон жил во Франции, но изредка приезжал в Россию. В 1902 г. он закончил скульптурный портрет Л. Толстого, над которым напряженно работал в Ясной Поляне. В 1904 г. Аронсон выполнил скульптурную работу, посвященную жертвам Кишиневского погрома, «Киддуш ха-Шем». Еврейская тема всегда волновала Аронсона. Он создал величественную фигуру «Моисей», скульптурную группу «Бар-мицва», «Пророк», «Вечный Жид», скульптурный портрет С. Юшкевича и другие работы. Аронсон получил известность как мастер скульптурного портрета (например, «Шопен», «Данте», «Тургенев», «Пастер»).
В 1906 г. в Бонне был установлен памятник Бетховену работы Аронсона. Часто бывая в России в 1920-е и 1930-е гг., создал там несколько произведений, в частности, для московского метро. Продолжая заниматься активной еврейской общественной деятельностью, Аронсон был в числе учредителей Общества друзей еврейской музыки в Париже. В 1940 г. Аронсон переехал в Нью-Йорк.