Пруссия
ПРУ́ССИЯ, в 1618–1701 гг. курфюршество, в 1701–1918 гг. — королевство, доминирующая часть объединенной Германской империи (с 1871 г.), а после ее ликвидации (1918) — других германских государственных образований. Образовалась путем слияния в 1618 г. курфюршества Бранденбург с Тевтонским рыцарским орденом.
Евреи стали селиться на территории Бранденбурга с середины 12 в. Правители Бранденбурга — маркграфы династии Виттельсбах — доброжелательно относились к евреям и стремились привлечь их в свои владения. В 1344 г. Людвиг Баварский дал евреям привилегию владеть домами, выдавать ссуду денежную, заниматься экспортом хлеба и лошадей. Они получили равноправие с мещанами в суде. В 1349 г. Людвиг защищал евреев в период «чёрной смерти». В Пруссии, за исключением Берлина и Кёнигсберга, евреев преследовали значительно меньше, чем в других немецких землях. В 1446 г. курфюрст Фридрих II по приказанию императора Священной Римской империи Фридриха III изгнал евреев из страны, отобрав у них все имущество. В 1447 г. эдикт об изгнании был отменен, евреям было разрешено вернуться. Курфюрсты из династии Гогенцоллернов продолжали в отношении евреев политику своих предшественников. Они считали евреев полезными для развития страны и стремились к тому, чтобы доходы, получаемые от евреев, доставались им, а не городам. Во второй половине 15 в. города стали требовать изгнания евреев, их поддерживали католическая церковь и аристократия. В 1480 г. курфюрст Альберт III Ахиллес отклонил подобное требование. Иохим I, несмотря на сопротивление церкви и городов, разрешил в 1509 г. большой группе евреев поселиться в Бранденбурге. В 1510 г. они были обвинены в гостии осквернении в деревне Кноблаух; 38 евреев были сожжены, а остальные изгнаны из Бранденбурга. В 1539 г., после принятия курфюрстом Иохимом II лютеранства (см. М. Лютер; Протестантизм), евреям было разрешено вернуться, но в 1573 г., после смерти Иохима II, они были изгнаны «на вечные времена».
После окончания Тридцатилетней войны Фридрих Вильгельм (1640–88) разрешил в 1650 г. польским евреям в течение семи лет торговать в Бранденбурге, но не предоставил им права жительства. Эта привилегия была подтверждена в 1660 г. В 1658 г. евреям было разрешено учиться в Кёнигсбергском университете на медицинском факультете. В 1664 г. власти разрешили поселиться в Мемеле (см. Клайпеда) богатому голландскому торговцу Моше Якобсону де Ионге. В 1660 г. евреи стали селиться в Кёнигсберге; в 1680 г. здесь была открыта синагога. Костяк еврейской общины в Пруссии составили евреи, изгнанные из Вены в 1670 г. В мае 1671 г. Фридрих Вильгельм разрешил 50 богатым семьям венских изгнанников поселиться в Пруссии, купить дома и заниматься торговлей почти без ограничений. Однако евреям не было разрешено открывать синагоги. Наиболее состоятельные семьи изгнанных из Вены евреев поселились в Берлине, остальные — во Франкфурте-на-Одере и Ландсберге, который стал резиденцией первого раввина в Пруссии. Поселившиеся в Пруссии евреи должны были платить особый налог за покровительство — восемь талеров с семьи, а также некоторые другие налоги, которые они платили в больших размерах, чем немцы. Прусские купцы, недовольные конкуренцией, требовали от курфюрстов выслать евреев из Пруссии. Фридрих-Вильгельм и его сын Фридрих I (1688–1713) вынуждены были ограничить свободу экономической деятельности евреев. В 1680 г. евреям было запрещено торговать кожей, в 1683 г. — серебром. Несмотря на ограничения в праве на жительство, численность еврейского населения росла. В 1700 г. только на территории Бранденбурга жили 248 еврейских семей. Во время правления Фридриха I большую роль играли придворные евреи — богатые финансисты и ювелиры Иост Либман (1640–1702) и Маркус Магнус (умер в 1736 г.). При короле Фридрихе Вильгельме I (1713–40) положение евреев ухудшилось. В 1714 г. было опубликовано новое еврейское законодательство, усложнившее наследование сыновьями права на жительство, полученное отцом. Бесплатно оно предоставлялось только старшему сыну, второму для получения такого права надо было обладать имуществом на сумму в одну тысячу талеров и платить каждый год 50 талеров налога; третьему — имуществом на сумму в две тысячи талеров и платить 100 талеров. В 1728 г. была установлена общая сумма налога с евреев — 15 тысяч талеров. В 1730 г. были опубликованы новые еврейские законы. Для наследования права жительства уже старший сын, при условии обладания имуществом на сумму в одну тысячу талеров, должен был платить 50 талеров налога, второй сын — соответственно в два раза больше. Было определено, что численность евреев, находящихся под королевской протекцией в Пруссии, не должна увеличиваться. Иностранным евреям разрешалось поселиться в Пруссии при условии обладания собственностью на сумму в 10 тысяч талеров. Евреям запрещалось заниматься почти всеми видами ремесел, вступать в христианские ремесленные цехи и купеческие гильдии, вести розничную торговлю, а также торговать предметами роскоши, скотом, шерстью, кожей. В то же время всячески поощрялась предпринимательская деятельность евреев — при условии открытия фабрик и мануфактур они получали привилегии.
Фридрих II (1740–86) продолжал политику своего отца по отношению к евреям с еще большей настойчивостью. После завоевания в 1742 г. Силезии число евреев в Пруссии резко увеличилось. В 1750 г. Фридрих II опубликовал новый свод еврейских законов. Евреи делились на две большие группы: покровительствуемые и терпимые. Покровительствуемые подразделялись на три категории: общепривилегированные, ординарные и экстраординарные. Небольшая группа общепривилегированных евреев пользовалась широкими правами, которые распространялись на детей членов этой группы; в ординарной группе право на жительство мог унаследовать только один из детей; в экстраординарной — права не передавались по наследству. Фридрих II ввел разнообразные, часто унизительные, налоги для евреев. В 1766 г. был введен «серебряный» налог, обязавший евреев платить каждый год 12 тысяч серебряных марок, в 1769 г. — «фарфоровый» налог, обязывающий каждого еврея покупать на королевских фабриках определенное количество фарфора и продавать его за границу; также пропускная пошлина, которую каждый еврей должен был платить при переезде из одной прусской провинции в другую, брачный налог и т. д. Французский политический деятель О. Мирабо назвал законы Фридриха II о евреях «достойными каннибала». В то же время король высоко оценивал хозяйственную деятельность евреев. Во время Семилетней войны (1756–63) евреи были главными поставщиками прусской армии. Король стремился заставить евреев открывать новые фабрики и заводы и предоставлял им за это различные льготы. Всем усилиям Фридриха II не допустить роста численности еврейского населения мешала его агрессивная внешняя политика; например, участие Пруссии в первом разделе Польши (1772) привело к удвоению численности евреев в стране. Фридрих II стремился всячески ограничить миграцию в Пруссию евреев из вновь присоединенных территорий.
Во второй половине 18 в. Пруссия стала основным очагом Хаскалы. С 1743 г. до конца жизни (1786) в Берлине жил духовный вождь движения М. Мендельсон. Он и его единомышленники стремились к распространению светской европейской культуры в еврейской среде. В 1778 г. по их инициативе в Берлине была открыта общеобразовательная еврейская бесплатная школа «Хиннух не‘арим», в программе которой преобладали светские предметы. Центром Хаскалы стал также Кёнигсберг. В 1783 г. возникло Общество приверженцев языка иврит (Хеврат доршей лешон эвер), которое с 1788 г. начало издавать в Кёнигсберге литературный альманах «Ха-Меассеф». «Берлинская» Хаскала оказала сильное влияние на еврейство Пруссии и ряда других стран, значительно усилив ассимиляционные (см. Ассимиляция) тенденции в его образованных и зажиточных слоях. В конце 18 в. — начале 19 в. в Пруссии жили литераторы Д. Ф. Мендес (1713–92), И. А. Эйхель (1756–1804), И. Сатанов (1732–1804), Ш. Кохен (1772–1845), писавшие на иврите (см. Иврит новая литература. Период Хаскалы), философ Ш. Маймон. Своеобразными центрами культурной жизни Пруссии были в это время салоны Доротеи фон Шлегель (дочери М. Мендельсона), Генриетты Герц и Рахели Левин (в замужестве Фарнхаген, 1771–1833), которые посещали как евреи, так и христиане.
Хотя король Фридрих Вильгельм II (1786–97) благожелательно относился к евреям, значительных перемен в их положении за годы его правления не произошло. В 1788 г., заплатив четыре тысячи талеров, евреи были освобождены от «фарфорового» налога, в том же году была отменена пропускная пошлина. В результате второго и третьего разделов Польши в 1793 г. и 1795 г. еврейское население Пруссии увеличилось на 53 тысячи человек. В 1796 г. Фридрих-Вильгельм распространил действие прусского законодательства о евреях на новые земли. Различные проекты еврейской реформы, обсуждавшиеся в комиссиях, созданных по приказу короля, так и не были осуществлены.
Новый король Пруссии Фридрих Вильгельм III (1797–1840) был настроен консервативно и в первые годы своего царствования не допускал никаких перемен в еврейском законодательстве. Разгром Наполеоном I Пруссии во время войны 1806–1807 гг., закончившейся Тильзитским миром, который сократил территорию страны вдвое, продемонстрировал необходимость реформ всех сторон государственной жизни Пруссии. Указ 19 ноября 1808 г. освободил евреев от унизительного названия «покровительствуемые», им было разрешено занимать выборные должности в муниципальных органах и купеческих гильдиях. Однако правительственный указ от 27 февраля 1809 г. подчеркнул, что городские права евреев не должны противоречить принятым государством ограничениям их прав. Особая государственная комиссия под председательством министра Шреттера разработала во многом либеральный проект улучшения положения евреев. Еврейские общественные деятели Пруссии во главе с Д. Фридлендером возобновили ходатайства о предоставлении евреям полного равноправия. В правительстве Пруссии влиятельными сторонниками еврейского равноправия были канцлер К. А.фон Гарденберг и директор департамента просвещения и исповеданий, известный просветитель В. Гумбольдт. 11 марта 1812 г. эдикт о гражданском равноправии евреев был подписан королем. Эдикт объявлял евреев «гражданами Прусского государства», отменялись все ограничения в правах на жительство, занятия и приобретение имущества. Евреям разрешалось занимать общественные и муниципальные должности, преподавать во всех учебных заведениях Пруссии; они были обязаны нести воинскую повинность. Однако запрещалось принимать евреев на государственную службу. Евреи восторженно встретили эдикт. Во время Освободительной войны 1813–14 гг. многие из них были призваны в армию или вступили в нее добровольно.
После разгрома наполеоновской Франции и решений Венского конгресса государства, вошедшие в состав Священного союза, отказались от многих демократических преобразований предшествующей эпохи. Фридрих-Вильгельм III считал, что прусское государство должно носить религиозный характер, была очень популярна теория о тевтонском духе прусского королевства. Одним из первых антиеврейских мероприятий короля был отказ от данного им в разгар войны обещания принимать всех участников войны на государственную службу без различия вероисповедания. Королевский декрет 1822 г. отменил статьи седьмую и восьмую эдикта о равноправии, дававшие евреям право преподавать в университетах. Согласно решениям Венского конгресса, Пруссия получила обратно большую часть территорий, отобранных Наполеоном, а также часть территории Саксонии, Рейнскую область и Вестфалию. Еврейское население Пруссии составило около 200 тысяч человек. На вновь присоединенных территориях действовали 22 самых различных законодательств о евреях, от полного равноправия евреев в Вестфалии до средневековых законов в Познани. Прусские власти стремились ограничить права евреев. В Рейнской области, принадлежавшей ранее Франции, в 1818 г. было продлено на неопределенное время действие антиеврейского декрета Наполеона от 1808 г. В Вестфалии все евреи были уволены с государственной службы (в том числе Г. Маркс /1777–1838/, отец К. Маркса). На Познанское герцогство не распространили действие эдикта о равноправии, а оставили старое антиеврейское законодательство. Евреям Пруссии запрещалось переезжать из одной провинции в другую, если там действовали иные законы о евреях. В 1819 г. в Берлине, Кенигсберге, Бреслау (см. Вроцлав), Данциге (см. Гданьск) и ряде других городов Пруссии произошли погромы (см. также Хеп-хеп). Разнообразные антиеврейские меры привели к тому, что многие представители интеллигенции в этот период крестились, в том числе Г. Гейне, Л. Бёрне, Э. Ганс (1798–1839). Власти Пруссии всячески способствовали крещению евреев, для этой цели в 1822 г. в Берлине было открыто специальное миссионерское общество. Королевским указом от 1822 г. крестившимся евреям была облегчена перемена фамилии, а указом от 1828 г. не крестившимся евреям было запрещено носить христианские имена.
Надежды евреев на улучшение своего положения, связанные с новым прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV (1840–61), не осуществились, так как он был сторонником концепции христианского государства, но королю не удалось выполнить свои ассимиляторские планы из-за активного сопротивления, которое они вызывали в широких кругах еврейской и нееврейской общественности Пруссии. Предоставления равноправия евреям требовало движение «Молодая Германия» (см. Германия), среди вождей которого были Г. Гейне и Л. Бёрне. В 1843 г. ландтаг (сословное представительное собрание) Рейнской провинции проголосовал за отмену действия наполеоновского декрета от 1808 г. и за предоставление евреям равноправия. После принятия ландтагом Рейнской провинции повторной резолюции в начале 1845 г. прусские власти в марте 1845 г. отменили декрет Наполеона, а ландтаг Пруссии принял резолюцию, в которой говорилось о необходимости распространить действие эдикта 1812 г. на все провинции Пруссии, допустить евреев к государственным должностям, дать еврейским общинам статус корпораций. Подобные резолюции были приняты ландтагами Бранденбурга, Силезии и Познани. Против расширения прав евреев высказался только ландтаг Саксонской провинции.
Весной 1847 г. в Берлине был созван «объединенный ландтаг» из представителей всех провинциальных ландтагов. После продолжительной борьбы между сторонниками и противниками еврейского равноправия 23 июня 1847 г. был принят Закон об устройстве евреев. Было установлено единое законодательство в отношении всех евреев Пруссии, за исключением Познанского герцогства. Евреи были допущены на государственную службу, но при условии, что они не будут назначаться на судебные, полицейские и административные должности. Евреям было разрешено преподавать в университетах математику, филологию, медицину и естественные науки. Евреи не могли быть офицерами. Они не обладали правом голоса на выборах в местные ландтаги. Еврейские общины получили статус корпораций и автономию в религиозной сфере. Хотя в некоторых областях новый закон был шагом назад по сравнению с эдиктом о равноправии 1812 г., тем не менее, он улучшил тяжелое положение евреев Пруссии, в котором они находились после 1814 г.
Евреи принимали активное участие в революции 1848 г. в Германии. Во время боев в Берлине 18–19 марта среди 220 погибших повстанцев было около 20 евреев. Королевским указом от 6 апреля 1848 г. все граждане Пруссии, без различия вероисповедания, получили право голоса на выборах в Учредительное собрание, в которое так же, как во франкфуртский парламент, было избрано несколько евреев Пруссии. В марте 1849 г. франкфуртский парламент принял конституцию Германии, провозгласившую полное равноправие перед законом всех немецких граждан без различия вероисповедания. Но парламент был разогнан в июне 1849 г., и его решения не имели силы закона. Конституция Пруссии 1850 г. провозглашала, с одной стороны, полное равенство всех граждан, но, с другой стороны, в статье 14 отмечалось, что христианская религия составляет основу государства, и это давало властям возможность запрещать евреям реализовывать на практике те широкие права, которые были предоставлены им юридически. Евреев не допускали на государственную службу, в коллегию адвокатов, на преподавательские должности в гимназии и народные училища.
К середине 1860-х гг. произошли некоторые изменения: евреев стали допускать на низшие государственные и судебные должности. Присоединение к Пруссии новых территорий в результате победы в войне с Австрией в 1866 г., образование Северогерманского союза под эгидой Пруссии, деятельность канцлера О. Бисмарка по обеспечению широкой общественной поддержки своим планам войны с Францией и объединения Германии — все это способствовало изданию королевского декрета от 3 июня 1869 г., которым евреи были полностью уравнены в правах с остальными гражданами во всех государствах Северогерманского союза.
Однако на практике дискриминация евреев, принявшая менее явные формы, сохранялась в Пруссии и в конце 19 в. — начале 20 в. В частности, власти не допускали евреев на высшие государственные должности, стремились ограничить число евреев-профессоров. В прусских контингентах германской армии не было евреев-офицеров. Неоднократно предпринимались попытки запретить въезд в Пруссию евреев из-за рубежа (в особенности из России) и выселить уже въехавших (число которых преувеличивалось антисемитской пропагандой). Характерный для всей Германии рост антиеврейских настроений в конце 19 в. был особенно выражен в Пруссии. Видные представители еврейских общин Пруссии — чиновники, ученые, предприниматели — создали в 1890 г. в Берлине Общество борьбы с антисемитизмом.
В 19 в. численность еврейского населения Пруссии значительно возросла; происходила его быстрая урбанизация. В 1816 г. в Пруссии жили 123 823 еврея, в 1840 г. — 194 558, в 1871 г. — 325 559, в 1900 г. — 392 322 (1,14% всего населения); из них почти 90% жили в городах, свыше 30% — в Берлине и его пригородах. Постепенно менялась профессиональная ориентация евреев Пруссии: если в первой половине 19 в. они занимались главным образом торговлей и кредитным делом, то к началу 20 в. резко возросло число служащих, предпринимателей, представителей свободных профессий. Евреи Пруссии сыграли значительную роль в экономическом развитии Германии, в частности, в становлении промышленности и банковского дела. В 1901 г. во всех университетах Пруссии 8,28% студентов были прусскими евреями. В 1905 г. в Пруссии действовали 249 еврейских народных училищ и 522 религиозных училища. В 19 в.— начале 20 в. в Пруссии возникло много всевозможных еврейских ферейнов (обществ) и союзов.
В 19 в. Пруссия стала одним из главных центров движения за реформу еврейской религии (см. Реформизм в иудаизме). Ожесточенная внутренняя борьба между реформаторами и защитниками традиционного иудаизма завершилась расколом общин: в Берлине, Бреслау и целом ряде других городов возникли параллельные реформистские общины, имевшие своих раввинов (А. Гейгер, С. Гольдхейм и другие), синагоги и школы. Определенное влияние на евреев Пруссии оказывали консервативный иудаизм, одним из идеологов которого был З. Франкель (основавший в 1854 г. в Бреслау раввинскую семинарию) и неоортодоксальное течение (см. Ш. Гирш). Организационному размежеванию сторонников различных направлений в иудаизме долгое время препятствовал Закон об устройстве евреев от 1847 г. (см. выше), предусматривавший существование лишь одной общины в каждом городе и обязывавший всех евреев быть членами этой общины. Лишь в 1876 г. евреи Пруссии получили право создавать общины по религиозным течениям и выходить из них, не порывая при этом с иудаизмом (это право было подтверждено в 1918 г. и 1920 г.).
В 19 в. Пруссия была значительным центром развития науки о еврействе. В 1819 г. Э. Ганс (см. выше), М. Мозер (1796–1838) и Л. Цунц основали в Берлине Общество культуры и науки евреев, которое просуществовало до 1824 г. (среди его членов был Г. Гейне). Общество положило начало новому направлению в изучении еврейской религии, истории и культуры, получившему название виссеншафт дес юдентумс. В 1872 г. в Берлине открылась Высшая школа иудаистики. С Пруссией связан большой период жизни и деятельности видного историка еврейства Г. Греца, преподававшего в Бреславской раввинской семинарии с 1854 г. до своей смерти в 1891 г.
В Пруссии жили и работали провозвестники сионизма раввин Ц. Калишер и раввин Э. Гутмахер. В 1860 г. они вошли в руководство Общества по заселению Палестины, созданного Х. Лурье (1821–78) во Франкфурте-на-Одере (просуществовало до 1864 г.). В 1865 г. Ц. Калишер основал в Берлине Центральный комитет по заселению Палестины. В 1880-х гг. в Пруссии создавались группы Ховевей Цион; одним из идеологов и руководителей движения был раввин Мемеля И. Рюльф. Первый съезд Ховевей Цион, проходивший в 1884 г. в прусском городе Катовице (ныне Польша; см. Катовицкий съезд), определил Берлин официальным местом пребывания центрального руководства движения. В Катовице выходил печатный орган Ховевей Цион «Дер колонист» (на немецком языке). С 1897 г. в Пруссии начало развиваться сионистское движение, хотя здесь были сильны антисионистские тенденции: из пяти раввинов Германии, подписавших протест против созыва 1-го Сионистского конгресса, четверо жили в Пруссии.
На рубеже 19–20 вв. усилился процесс ассимиляции значительной части евреев Пруссии. Если в 1881–87 гг. в среднем каждый год крестилось 160 евреев, то в 1891–97 гг.– 291. Доля смешанных браков в 1905–1908 гг. составила 25,2%; менее 23% детей от таких браков записывались евреями. После Первой мировой войны ассимиляция приобрела еще более широкие масштабы. Одновременно происходила консолидация еврейских организаций: в 1921 г. был создан Прусский союз еврейских общин, на учредительной конференции которого присутствовали представители 110 общин, объединявших 96% евреев Пруссии.
После поражения Германии в Первой мировой войне часть восточных областей Пруссии (в частности, район Познани) отошли к Польше. Почти все жившие там евреи (43 тысячи из 45 тысяч) переехали в центральную и западную часть Пруссии, что послужило одним из поводов к усилению антисемитизма, который с приходом к власти нацистов (1933) был возведен в ранг государственной политики, осуществлявшейся под руководством Г. Геринга, ставшего премьер-министром Пруссии. В результате нацистского террора многие евреи Пруссии эмигрировали, оставшиеся были уничтожены (см. Катастрофа).
В 1947 г. решением Контрольного совета держав — победительниц нацистской Германии — Пруссия как государственное образование была ликвидирована.