астрономия
АСТРОНО́МИЯ, наука о строении и развитии небесных тел и Вселенной. Хотя в Библии нет прямого упоминания об астрономии как науке, там, однако, есть много ссылок на такие явления, как движение солнца и луны. Основы астрономических знаний были нужны для установления дат праздников и дней отдыха. Астрономические знания, которыми владели таннаи и амораи, передавались из уст в уста; записаны они были лишь потом в изложении гаонов. Многие таннаи и амораи были знатоками астрономии, как, например, Иоханан бен Заккай, Гамлиэль II и Иехошуа бен Ханания. Последний знал о существовании кометы, которая, по всей вероятности, была кометой Галлея. Шмуэль Ярхина‘а (Map), вавилонский амора, утверждал, что он может вычислить даты праздников для евреев в диаспоре, не прибегая к показаниям очевидцев о новолунии в Израиле.
В представлениях мудрецов Талмуда Земля была центром Вселенной, а небо в виде полушария простиралось над ней. Согласно мидрашам, небо состоит из нескольких сфер или куполов; солнце, луна, звезды и планеты расположены во второй сфере. Знания о расположении небесных тел, об их путях, расстояниях от Земли соответствовали этому мифологическому представлению. Земля обычно описывалась как диск, окруженный водой. Наряду с этим существовало явственное понимание, что Земля — шар (ТИ., Ав. Зар. 3:1, 42 в; Чис. Р. 13; 14). Барайта, приведенная в Вавилонском Талмуде (Псах. 94б), свидетельствует о серьезном интересе к механике небесных тел, о раннем возникновении научных представлений и объективном подходе к решению астрономических задач. Одним из главных вкладов средневекового еврейства в астрономию было вычисление еврейского календаря и составление астрономических таблиц для научных и мореходных целей.
В Европе времен схоластов и в начале эпохи Возрождения евреи посредством своих собственных переводов и толкований, написанных на иврите и латыни, стали связующим звеном между арабскими переводами, толкованиями и изложениями Птолемея, с одной стороны, и христианскими астрономами — с другой. Арабские сочинения, переведенные на европейские языки, в особенности на латынь и испанский, были фактически главными источниками прогресса в астрономии для средневековой Европы. К концу средних веков книги, написанные на латыни, были уже переведены на иврит. В средние века евреями была составлена большая часть астрономических таблиц. Аврахам Ибн Эзра написал сочинение по теоретической астрономии. Книги Маймонида свидетельствуют, что их автор был одним из выдающихся астрономов своего времени, применявших научный метод при анализе спорных положений. В Зохаре есть отрывок, в котором вращение Земли приводится как причина смены дня и ночи. За 250 лет до Коперника книга Зохар утверждала, что «Земля целиком вертится, описывая круг, наподобие шара. Одна часть наверху, в то время как другая внизу. Одна часть освещенная, в то время как другая — темная. В одной части день, а в другой — ночь».
«Иесод олам» («Основа мира»), труд написанный Ицхаком бен Иосефом Исраэли в 1310 г. в Толедо, был ведущим учебником астрономии в средние века и высоко ценился на протяжении многих столетий. Величайшим из средневековых еврейских астрономов был, несомненно, Леви бен Гершом (см. Герсонид). Среди предшественников Коперника он выделяется как самостоятельный и оригинальный ученый.
В период позднего средневековья известны евреи — изобретатели астрономических инструментов. Аврахам Закуто оказал немалое влияние на астрономию 16 столетия. Созданные им усовершенствованная астролябия и астрономические таблицы были чрезвычайно популярны; ими пользовались во время своих путешествий испанские и португальские мореходы, включая Христофора Колумба. До 1500 г. насчитывается свыше 250 еврейских астрономов. После Коперника вклад ученых-евреев в астрономию был относительно невелик. Многие еврейские астрономы участвовали в развитии этой науки в разных странах. А. Эйнштейн наряду с другими своими открытиями прославился исследованиями в астрофизике. В Советской России, где проводились выдающиеся исследования в области астрономии и космологии, среди исследователей выделяются В. Гинзбург и И. Шкловский.