Рехав‘ам

РЕХАВ‘А́М (רְחַבְעָם; в русской традиции Ровоам), сын царя Соломона и аммонитянки На‘амы (I Ц. 14:21; II Хр. 12:13), царь Иудейского (Южного) царства (928–911 гг. до н. э.). Воцарение Рехав‘ама сопровождалось расколом Объединенного царства Давида и Соломона. По смерти отца Рехав‘ам отправился в Шхем, где собрался «весь Израиль» для провозглашения его царем (I Ц. 12:1; II Хр. 10:1). Так как, по всей видимости, колено Иехуды уже приняло Рехав‘ама как своего царя (I Ц. 11:43; II Хр. 9:31), собравшиеся в Шхеме были людьми северных колен. Признание Рехав‘ама царем они обусловили облегчением тяжкого бремени трудовых повинностей, наложенного на них Соломоном (I Ц. 12:4; II Хр. 10:4). Согласно библейскому рассказу, противопоставляющему неразумие Рехав‘ама мудрости его отца, Соломона, Рехав‘ам попросил собравшихся дать ему три дня на размышление и обратился за советом к «старейшинам, которые предстояли перед лицом Соломона... при жизни его» (I Ц. 12:6; II Хр. 10:6); старейшины посоветовали уступить просьбам народа и тем самым снискать его лояльность «во все дни» (I Ц. 12:7; II Хр. 10:7). Однако Рехав‘ам пренебрег их советом, предпочтя совет «молодых людей, выросших вместе с ним и предстоявших перед ним» (I Ц. 12:8; II Хр. 10:8), занять жесткую позицию. Рехав‘ам ответил народу так: «отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (I Ц. 12:14). На это народ ответил: «Какая нам часть в Давиде?... По шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!» (I Ц. 12:16). Рехав‘ам отказался признать раскол и демонстративно послал к северным коленам Адонирама (он же Адорам), «начальника над податью», однако израильтяне побили его камнями, а Рехав‘ам «поспешно взошел на колесницу, чтобы убежать в Иерусалим» (I Ц. 12:18). Северные колена избрали своим царем Иоров‘ама I, вернувшегося из Египта (I Ц. 12:2–3, 20). Рехав‘ам начал войну с Иоров‘амом. Затяжная война ослабила оба царства и позволила соседним народам, находившимся прежде под властью Соломона, не только восстановить независимость, но и попытаться расширить свои территории за счет Иудейского и Израильского царств (см. Аммон, Моав, Эдом). Согласно II Хр. 11:5–12, Рехав‘ам укрепил города на южной и западной границах своего царства (Бет-Лехем, Ткоа, Адуллам, Лахиш, Азека, Хеврон). Хотя в Библии список городов, которые укрепил Рехав‘ам, предшествует рассказу о вторжении фараона Шешонка I (на иврите Шишак), многие исследователи полагают, что фортификационные работы были проведены после этой кампании с целью противостоять повторному вторжению. Существует также мнение, что список укрепленных городов просто отражает административное деление Иудеи при Рехав‘аме. Шешонк стремился к восстановлению египетского контроля над Эрец-Исраэль; вторжение произошло на пятый год правления Рехав‘ама (I Ц. 14:25; II Хр. 12:2); большая египетская армия овладела крепостями и продвинулась к Иерусалиму (II Хр. 12:3–4). Рехав‘ам откупился дворцовыми и храмовыми сокровищами. Хотя египетское вторжение сопровождалось разрушением многих городов Иудеи, особенно в Негеве (в надписи в египетском храме в Карнаке в честь победы фараона упоминаются 150 городов и селений Иудеи, разрушенных египтянами), влияние похода Шешонка не было длительным; фараон вскоре умер, а его преемники не продолжали политику экспансии на восток. См. также Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Рехав‘ам и раскол Объединенного царства.

Смотрите также

раввинские семинарии

Ракоши Матьяш

Рамат-Давид

Рамот-ха-Шавим

Россия. Евреи на территории России в конце 18 в.