аутопсия и диссекция
АУТО́ПСИЯ И ДИССЕ́КЦИЯ, вскрытие трупа и анатомическое расчленение его для установления причин смерти.
Иудаизм требует предельного почтения к усопшему и к его останкам. Запрет осквернения трупа (ниввул ха-мет), а также обязанность предать тело земле как можно скорее после смерти сформулированы уже во Второзаконии (21:22,23). Обезображивание останков покойного, являющееся следствием аутопсии и диссекции, рассматривается как ниввул ха-мет и, следовательно, запрещено. Однако имеющий огромное значение в иудаизме принцип спасения и поддержания жизни (пиккуах нефеш) может быть, в свою очередь, интерпретирован как допускающий аутопсию и диссекцию с целью изучения и устранения в последующих случаях причин и обстоятельств, приведших к смерти лица, останки которого подвергаются вскрытию. Уже Талмуд (Хул. 11б) установил, что может быть совершена аутопсия трупа того, кто считается жертвой убийства, с целью выяснения был ли он жив в момент предполагаемого нападения, так как, если человек, полагаемый убитым, был мертв уже к моменту совершения предполагаемого убийства, то человек, подозреваемый в убийстве, не может быть наказан за не совершенное им умерщвление и, тем самым, по отношению к нему будет выдержан принцип пиккуах нефеш.
Предметом специального интереса знатоков Галахи проблема аутопсии и диссекции стала лишь в 18 в., когда вскрытие трупов для целей медицинского исследования приняло в Европе систематический характер. Иехезкель Ландау полагал, что если в больнице умирает больной, а у другого пациента в той же больнице обнаруживают симптомы этой же болезни и вскрытие может помочь найти правильный метод лечения, то оно допустимо на основании принципа пиккуах нефеш.
В Израиле аутопсия и диссекция регулируются законом об анатомии и патологии, принятым Кнесетом в 1953 г. В основе этого закона лежит соглашение, достигнутое в 1944 г. между доктором Х. Ясским, выступавшим от имени больницы «Хадасса» (Иерусалим) как основного медицинского учреждения, проводившего тогда аутопсию и диссекцию, и главным раввином страны И. Герцогом и главным раввином Иерусалима Ц. П. Франком, представителями религиозных институций. В соответствии с этим соглашением, аутопсия и диссекция допускаются при следующих обстоятельствах: 1) когда этого требует закон в случае убийства или катастрофы; 2) для установления причины смерти, если она сомнительна; 3) с целью спасения жизни; 4) в случае наследственных болезней. Аутопсия и диссекция производятся, если необходимость их подтверждается подписями трех врачей. Все извлеченные органы должны быть захоронены после необходимых исследований.
В 1960–70-е гг. аутопсия и диссекция явились поводом для ряда выступлений протеста и эксцессов некоторых ортодоксальных и ультраортодоксальных групп и лиц в Израиле и за границей.