Розенбергов дело

РО́ЗЕНБЕРГОВ ДЕ́ЛО, уголовный процесс в начале 1950-х гг. в США по делу об атомном шпионаже в пользу Советского Союза. Назван по имени приговоренных к смертной казни супругов Розенберг — Юлиуса (1918–53) и Этель (в девичестве Грингласс; 1915–53). Дело Розенбергов вызвало сильнейший общественный резонанс. Поскольку оно возникло в самый разгар «холодной войны» в условиях «маккартизма», сопровождавшегося антикоммунистической истерией в США, и достигших пика в последние годы жизни И. Сталина советских усилий дестабилизировать демократические режимы западных стран, то уже само по себе обвинение в передаче советскому тоталитарному режиму американских атомных секретов вызвало шок. Тем более сенсационным стало известие, что евреями были не только супруги Розенберг, но и все их сообщники: приговоренные к различным срокам (от 15 до 30 лет) тюремного заключения младший брат Этель, Дейвид Грингласс, его жена Рут (выступившие на суде в качестве свидетелей обвинения), химик Х. Голд и инженер-электрик, специалист по радарам М. Собел. Хотя реакция американской общественности на этот факт была неоднозначной, практически все органы печати и эксперты в той или иной форме отмечали еврейское происхождение тех, кто выдал советским специальным службам секреты атомной бомбы. На самом деле тремя месяцами раньше супругов Розенберг более полную и компетентную информацию передал Советскому Союзу британский гражданин, физик-атомщик и нееврей К. Фукс, что, по некоторым сведениям, с самого начала было известно американской администрации. В начавшейся после суда кампании за отмену смертных приговоров супругам Розенберг прежде всего оспаривалась правовая и фактическая обоснованность этих приговоров: правовая — поскольку суд, вынося их, руководствовался лишь буквой действовавшего тогда закона о шпионаже, но игнорировал дух всего американского законодательства, обязывающего не пренебрегать никакими обстоятельствами, которые могут считаться смягчающими; фактическая — так как шпионская деятельность обвиняемых не нанесла значительного ущерба оборонным интересам США (из-за некомпетентности Розенбергов переданная информация не имела особой ценности). Даже участники этой кампании, объясняя установленный судом факт, что супруги Розенберг не были платными советскими агентами, а выполняли задание советских секретных служб в силу своих фанатичных коммунистических убеждений, ссылались на приверженность бедных эмигрантских еврейских семей религиозным традициям, на регулярное посещение Юлиусом и Этель в детстве синагоги, на увлечение Юлиуса в ранней юности еврейскими пророками и намерение посвятить жизнь борьбе за осуществление их идеалов социальной справедливости.

Исключительно в еврейском происхождении Розенбергов и их сообщников видели подоплеку дела Розенбергов склонные к антисемитизму круги американского общества. Еще до признания судом присяжных виновности подсудимых в редакции газет и журналов и особенно в еврейские организации хлынули потоки писем и стихотворений с откликами на дело Розенбергов, в которых подвергалась сомнению вообще способность евреев быть лояльными американскими гражданами и нередко ставился знак равенства между евреями, коммунистами и вражескими агентами.

К еврейскому аспекту свели дело Розенбергов и коммунисты, которые организовали массовую кампанию за спасение супругов Розенберг в конце 1952 г. — как раз тогда, когда едва не принявшая форму геноцида политика государственного антисемитизма, проводившаяся тоталитарным режимом в Советском Союзе и его сателлитах (см. Еврейский антифашистский комитет; Врачей дело; «Космополиты»; Сланского процесс), серьезно подорвала репутацию советского коммунизма в глазах левой западной интеллигенции. Коммунистическая пропаганда, свыше двух лет хранившая полное молчание о деле Розенбергов (таким путем доказывая непричастность западных компартий к разведывательной деятельности в пользу Советского Союза), представила дело Розенбергов результатом «антисемитского заговора фашистских империалистических кругов США», а супругов Розенберг — невинными жертвами, приговоренными к смертной казни только потому, что они евреи. Видные в то время деятели американской компартии (например, историк Г. Аптекер /1915–2003/ и писатель Г. Фаст) не только утверждали, что в деле Розенбергов явная антисемитская подоплека, но и отрицали какие-либо факты антисемитизма в Советском Союзе.

Еврейские организации США выразили настроение огромного большинства еврейского населения страны: опасаясь резкого всплеска антисемитизма и желая опровергнуть обвинение всех евреев в нелояльности, они одобрили вынесенные подсудимым приговоры и даже отказались поддержать требование помиловать Этель Розенберг. (Позднее многие еврейские лидеры утверждали, что у них с самого начала были сомнения в справедливости смертных приговоров супругам Розенберг.) Те же мотивы усматривают авторы многих исследований о деле Розенбергов в поведении выступавших на суде в качестве обвинителей генерального прокурора И. Сейпола и его помощников М. Лейна, Р. Кона и Дж. Милсхаймера, а также председательствовавшего на процессе федерального судьи И. Кауфмана.

То, что они все были евреями, предопределило предвзятость и чрезмерную суровость суда. Так, не осталась незамеченной непреклонность судьи И. Кауфмана, который на основании вердикта присяжных вынес смертный приговор Этель Розенберг вопреки доведенным до его сведения предостережениям директора ФБР Дж. Э. Гувера и других высших представителей американской администрации о неизбежной отрицательной реакции общественности на казнь женщины, матери двух малолетних сыновей. В то же время судья Ф. Франкфуртер, непосредственно не причастный к делу Розенбергов, публично протестовал против поспешной и недостаточно обоснованной отмены Верховным судом США решения судьи У. О. Дугласа об отсрочке приведения в исполнение смертного приговора.

Супруги Розенберг были казнены на электрическом стуле 19 июня 1953 г. Безуспешной оказалась двухлетняя борьба за отмену смертного приговора в апелляционных судах всех инстанций (в том числе и направленное президенту Д. Эйзенхауэру прошение о помиловании), а также широкая международная кампания в их защиту. Дело Розенбергов вошло в мировую историю как один из трагических эпизодов «холодной войны» и стало поучительным примером в еврейской истории, продемонстрировав, что даже в демократическом обществе сохраняется готовность возлагать коллективную ответственность на всех евреев за вину отдельных лиц.

Смотрите также

Рабинович Шаул Пинхас

раввинистическая литература

рай

Ракках Иоэль

Рахат