Росси Саломоне деи

РО́ССИ Саломоне деи (Rossi, Salomone dei; также Саламон де Росси; на иврите Шломо Мин ха-Адуммим) по прозвищу л’Эбрео (`еврей`; 1570?, Мантуя, – 1630?, там же?), композитор эпохи Возрождения в Италии. Предположение, что Росси — сын Азарии бен Моше деи Росси, спорно, но оба принадлежали к одной семье (см. Азария бен Моше деи Росси). Сведения о личной жизни Росси скудны. Всю жизнь он провел в Мантуе и был близок ко двору герцога Винченцо I Гонзага (сохранилась композиция, написанная в 1589 г. или раньше, посвященная герцогу). Он был освобожден от ношения отличительного знака, выступал при дворе, однако никогда не числился официально придворным музыкантом. Возглавляемый им оркестр (существовавший, вероятно, при еврейском театре Мантуи) завоевал популярность и получал приглашения на гастроли от правителей других итальянских государств. Имя Росси как исполнителя на виоле да гамба встречается на платежных ведомостях до 1622 г., прижизненные издания его композиций охватывают период 1589–1628 гг. После разгрома и разграбления Мантуи австрийцами (1628–30) многие евреи-музыканты города переселились в гетто города Венеция. Там существовала еврейская музыкальная академия, хором которой руководил друг Росси — Л. Модена, популяризировавший его композиции. Но неизвестно, был ли членом музыкальной академии сам Росси.

В творчестве Росси отражены как традиции вокальной полифонии (мадригалы, канцонетты), так и новые тенденции инструментальной музыки 17 в. Многие его произведения многократно переиздавались и продолжают издаваться. В 1589 г. вышел первый сборник его канцонетт, на протяжении 1600–1622 гг. — шесть сборников канцонетт и мадригалов. Выходили также сборники его «симфоний», «сонат» (в старом смысле этих терминов) и произведений других жанров. Росси написал музыку для интермедии к драме «Идропика» (поставлена при мантуанском дворе, 1608) и, совместно с К. Монтеверди, — музыку к представлению «Маддалена» («Магдалина», издано 1617).

Велики заслуги Росси (имевшего звание раввина) в области еврейской литургии. Он стремился ввести стиль многоголосого пения a capella (до восьми голосов) в синагогальную службу. Основной его труд в этой области — «Ха-ширим ашер ли-Шломо» («Песни Соломона»; итальянское название — «[Еврейские] псалмы и песни»; Венеция, 1622–23) включает около 30 музыкальных произведений. В новое время большинство их (и ряд других сочинений Росси) переиздано Ш. Наумбургом (1877), Ф. Рикко (в 3-х т., 1967–71) и другими. Используя сочинения Росси, А. Ма‘яни в 1962 г. создал произведение для струнного оркестра под тем же названием — «Ха-ширим ашер ли-Шломо». О вкладе Росси в музыку отдельных еврейских молитв см. также Каддиш; Кдушша.

Сестра Росси — певица, имевшая прозвище Мадама Эуропа (видимо, в связи с исполнением ею партии Европы в одной из опер). Ее сыновья, Ансельмо, Анджело и Бонаюто (Азария), были сочинителями балетов, музыкантами (арфа, гитара) и придворными учителями музыки. Анджело и его сыновья Джузеппе и Бонаюто состояли музыкантами при савойском дворе в Турине в период 1608–1649 гг.

Смотрите также

раббан

Рабинович Вадим

Римальт Элимелех

Розенхайм Я‘аков

Ромбро Яков