Ружаны

РУЖА́НЫ, поселок городского типа в Брестской области Беларуси (см. Белоруссия), до 1795 г. и в 1918–39 гг. в составе Польши. Первое упоминание о евреях Ружан, гласящее, что по решению Литовского ва‘ада община Ружан была подчинена общине Брест-Литовска, относится к 1623 г., но, вероятно, евреи поселились в Ружанах значительно раньше. В 1657 г. против евреев Ружан был выдвинут кровавый навет. Незадолго до праздника Песах в еврейском квартале был найден труп христианского ребенка. Молва обвинила в убийстве евреев; им грозил погром, но против него решительно выступили владельцы Ружан, графы Сапеги. Поскольку заступничество не остановило волнений, пришлось выдать христианам руководителей общины — Исраэля бен Шалома и Товию бен Иосифа; их казнили на второй день Рош ха-Шана.

С 1662 г. по решению Литовского ва‘ада община Ружан больше не подчинялась общине Брест-Литовска и получила самостоятельный статус. Евреи Ружан сильно пострадали во время Северной войны (1700–1721) между Россией и Швецией, однако общину продолжали считать богатой и в 1721 г. взимали 1100 злотых подушного налога (столько же, сколько с общины Вильно; см. Вильнюс). На самом деле положение евреев ухудшалось, и они покидали Ружаны. В 1766 г. община состояла из 326 человек (из них непосредственно в Ружанах проживали 154 человека).

В результате третьего раздела Польши Ружаны отошли к России. В 1847 г. еврейское население Ружан составляло 1467 человек, в 1897 г. — 3599 (71,7% населения). Евреи занимались торговлей и ремеслами; после открытия в Ружанах в первой половине 19 в. шести текстильных и нескольких прядильных фабрик на них начали работать многие евреи города и окрестностей. Некоторые еврейские семьи на арендованных ими землях занимались огородничеством и садоводством. В 1850 г. около Ружан были основаны два еврейских сельскохозяйственных поселения (выходцы из них в 1884 г. основали в Эрец-Исраэль поселение Экрон, ныне Мазкерет-Батья). В Ружанах была создана одна из первых в России групп Ховевей Цион, ее представители принимали участие в Катовицком съезде в 1884 г. В 1904 г. была создана организация еврейской самообороны, не допустившая погромов в Ружанах. В 1905–1907 гг. в Ружанах активизировалась деятельность различных еврейских и русских политических партий.

В 18–19 вв. Ружаны были центром еврейской учености, в городе существовала известная иешива, жили знаменитые раввины; так, в 1855–88 гг. раввином был Мордехай Гимпл Яффе (1820–1891).

Во время Первой мировой войны солдаты и казаки отступающей русской армии избивали и грабили евреев Ружан. В конце 1918 г., после вступления в Ружаны польских войск, в городе начался организованный погром, в котором наряду с солдатами участвовало и местное население. В 1918–39 гг. польские власти разными способами ограничивали еврейскую торговлю, промышленность и ремесла. Евреи стали покидать Ружаны: в 1921 г. здесь проживало 3718 евреев, в 1939 г. — 3500. В эти годы еврейская община Ружан старалась сохранить еврейское образование и культуру; в городе работала средняя школа Тарбут с преподаванием на иврите, средняя школа с преподаванием на идиш, частная начальная школа, театральное общество. Активно действовали различные сионистские партии.

В Ружанах родились известный писатель и религиозно-сионистский деятель И. М. Пинес, премьер-министр Государства Израиль И. Шамир, еврейский писатель и поэт А. Любошицкий (1874–1942) и другие.

После начала Второй мировой войны и оккупации Германией Польши еврейское население Ружан значительно выросло за счет беженцев, число которых составило несколько тысяч. Многие из них были высланы во внутренние районы Советского Союза, но часть осталась в Ружанах. После присоединения Ружан к Советскому Союзу в 1939 г. еврейские общинные учреждения, отделения политических партий, учебные заведения с преподаванием на иврите были закрыты. Многие евреи — представители буржуазии, политические и общественные деятели, раввины были арестованы и отправлены в лагеря или высланы в отдаленные районы Советского Союза.

24 июня 1941 г. передовые части вермахта оккупировали Ружаны. Незначительной части еврейского населения удалось уйти из города. Сразу начался грабеж еврейского населения. В июле 1941 г. на евреев Ружан была наложена контрибуция (10 кг золота и 20 кг серебра). Были введены многочисленные ограничения, в том числе обязательное ношение отличительного знака в виде белой повязки на правом рукаве со словом «юде». 12 июля 1941 г. оккупационные власти осуществили расстрел 12 человек, представителей еврейской интеллигенции, 14 июля — 18 евреев, обвиненных в том, что они коммунисты.

Немцы создали юденрат, которому было поручено произвести регистрацию еврейского населения. В начале осени 1941 г. евреи были заключены в гетто. Немцы использовали их на тяжелых работах по рытью траншей, разбору завалов на дорогах, ремонту зданий. 2 ноября 1942 г. немецкие подразделения совместно с отрядами белорусской вспомогательной полиции окружили территорию гетто. Евреи построили в колонны и пешим ходом погнали в концентрационный лагерь (см. Концентрационные лагеря) в Волковыске. Тех, кто не мог идти, — стариков, больных и детей — расстреливали по дороге. В конце ноября 1942 г. евреи Ружан были депортированы в Треблинку.

Небольшое число уцелевших евреев после войны через Польшу уехали в Израиль и в другие страны. В 1950-е гг. в Ружанах проживали не более 10 евреев. Согласно данным переписи населения Республики Беларусь в 1998 г., в Ружанах не было зарегистрировано евреев.

Смотрите также

«Рассвет»

Рафи

Роджерс Ричард

русская литература в Израиле

Рязанов Давид