Румыния

РУМЫ́НИЯ, государство в юго-восточной Европе, на Балканском полуострове. Евреи появились в Дакии (название Румынии в древности) в конце 1 в.; дакийский царь Децебал дал евреям города Тальмуса особые привилегии, евреи могли жить и в других городах Дакии. После завоевания Дакии римлянами в начале 2 в. в ней поселилось много евреев, прибывших в страну вместе с римскими войсками. В 271 г. римляне оставили Дакию, часть евреев ушла вместе с ними, другая осталась. Существовали тесные контакты между евреями Румынии и Византии. В 8 в. евреи Румынии помогли хазарам (см. Хазария) завоевать страну. По свидетельствам византийских историков, в это время иудаизм был господствующей религией в Румынии.

Нет никаких сведений о евреях в Румынии в 9–11 вв. В документах 12 в. упоминается, что евреи жили в графстве Берлац и занимались торговлей. В 14 в. на территории Румынии существовало несколько еврейских общин. Большое число евреев, изгнанных из Венгрии в 1367 г. Лайошем I (Людовиком Великим), обосновалось в Румынии, в основном в княжестве Валахия, где власти хорошо относились к ним, а господари принимали их на государственную службу. Среди вновь прибывших было много врачей и торговцев. В 1349 г., когда образовалось княжество Молдова, его глава пригласил евреев из Польши. Среди первых поселенцев города Роман были евреи, они жили в лучших домах города. Через Молдову проходил торговый путь из Польши в Турцию, и многие польские евреи-торговцы оставались в княжестве. В 16 в. еврейские общины были в нескольких городах Молдовы: в Яссах, Ботошани, Сучаве, Сирете. Евреи жили в Молдове спокойно, особенно во времена правления господарей Стефана Воды (1457–1504) и Богдана Воды (1504–17); в конце 15 в. – начале 16 в. руководителем княжеской администрации Молдовы был Ицхак бен Биньямин Шор. После завоевания турками Константинополя (см. Стамбул) в 1453 г. некоторые евреи переселились оттуда в Румынию. В конце 15 в. в Румынию бежало многих евреев из Германии, где они подвергались гонениям. В 16 в. в Румынии селились сефарды, приезжавшие из Болгарии, Греции и других балканских стран.

Положение евреев Валахии в конце 15 в. ухудшилось, особенно в годы правления господаря Влада Цепеша (1456–76), взимавшего с них, часто жестокими методами, непосильные поборы. В 16 в. основным занятием евреев Молдовы и Валахии была торговля. Господари были этим недовольны и принимали меры против торговцев-евреев. Молдовский господарь Петр Рареш в 1530-х гг. несколько раз конфисковывал у них лошадей, а Петр Хромой в 1579 г. приказал выслать евреев из Молдовы, так как они якобы разорили местных торговцев. В ряде городов княжества в это время произошли антиеврейские беспорядки.

Несмотря на то, что с середины 16 в. Молдова и Валахи находились в зависимости от Турции, правители которой терпимо относились к евреям, власти княжеств проводили антиеврейскую политику. Влиятельные евреи Стамбула, например, врач Шломо бен Натан Ашкенази, пытались заставить господарей Молдовы и Валахии отказаться от этой политики, но не всегда такое вмешательство приносило плоды. В 1591 г. стараниями Ашкенази на престол господаря Молдовы был возведен Иммануэль Арон, еврей по происхождению. Однако надежда, что он не будет преследовать евреев, не оправдалась: на еврейское население Молдовы обрушились невиданные ранее гонения. По распоряжению господаря была уничтожена община Бухареста.

В 1640 г. в Румынии были приняты церковные законы, объявлявшие евреев врагами православной церкви и запрещавшие все отношения с ними. В 1650, 1652 и 1653 гг. евреи Румынии сильно пострадали от набегов отрядов Б. Хмельницкого. В страну хлынул поток беженцев из Украины и Польши, спасавшихся от резни, устроенной казаками. Среди румынских евреев было много сторонников Саббатая Цви.

В 1719 г. по представлению господаря Молдовы султан назначил хахам-баши, который руководил всей общинной организацией евреев Румынии (как Молдовы, так и Валахии) и имел широкие полномочия светского и религиозного характера. Как правило, на этот пост назначался один из наиболее известных раввинов. В 1710 г. на евреев Румынии впервые был возведен кровавый навет в городе Нямц (см. Православие), приведший к погрому, во время которого погибло пять человек. В 1714 г. кровавый навет возвели на евреев города Роман. Румынская православная церковь активно поддерживала эти обвинения и выступала против евреев. В 18 в. господари, находившиеся под сильным влиянием православного духовенства (Стефан Кантакузин, Константин Маврокордато), преследовали евреев. В Румынии появились антиеврейские памфлеты («Золотой порядок» и другие), но, в отличие от подобного рода литературы в других европейских странах, они не содержали никаких экономических обвинений; евреи в них вновь объявлялись врагами православной церкви и обвинялись в употреблении христианской крови. Более независимые от влияния духовенства господари (например, Николай Маврокордато; 1716–30) приглашали из соседних стран еврейских купцов и ремесленников для развития экономики княжества и предоставляли различные льготы целым еврейским общинам. Бояре ценили деловые качества евреев и поручали им организацию небольших поселений. Евреи, армяне и греки составляли подавляющее большинство торговцев и ремесленников в Румынии, и местные крестьяне охотно покупали и обменивали у них товары.

Во время русско-турецких войн второй половины 18 в. (в 1768–74 гг. и 1787–91 гг.) над евреями жестоко издевались и русские солдаты, и янычары. В конце 18 в. усилились антиеврейские выступления духовенства, по всей стране на евреев возводились кровавые наветы. В 1797 г. в результате одного из них произошел погром в Галаце с многочисленными жертвами. Представители местной власти иногда пытались защитить евреев: так, валашский господарь К. Ипсиланти в 1804 г. обратился к митрополиту с просьбой издать энциклику с осуждением всех ритуальных обвинений, возводимых на евреев, однако антиеврейская политика духовенства осталась неизменной. Русско-турецкая война 1806–12 гг. принесла евреям новые бедствия: зверства солдат обеих армий, особенно турецких башибузуков, превзошли все ужасы предшествовавших войн. В 1812 г. турецкие солдаты устроили жестокие погромы в Бухаресте. В результате войны часть территории Молдовы отошла к России; о евреях, живших на этой территории в 19–20 вв., см. Бессарабия, Молдавия.

Во время греческого освободительного восстания в 1821 г. отряды борцов за независимость от Османской империи, совершая поход на Румынию, также устраивали кровавые еврейские погромы.

Во второй половине 18 в. – начале 19 в. усилилась напряженность внутри еврейской общины Румынии. Многочисленные еврейские беженцы из России и Галиции не признавали власть хахам-баши; выступления против нее возглавляли хасидские цаддики (см. Хасидизм). Они обращались к господарям с призывами освободить от подчинения хахам-баши выходцев из России и Галиции как иностранных подданных. В 1819 г. господарь Молдовы объявил, что власть хахам-баши распространяется только на местных евреев, а в 1834 г. была ликвидирована сама должность, что привело к развалу всей общинной организации румынского еврейства. Многие функции общины стали выполнять синагоги и объединения ремесленников; налоги, которые собирал хахам-баши, центральные власти взимали самостоятельно.

Молдовские законы в 1817 г. запретили евреям приобретать земельную собственность в сельской местности, валашские законы в 1818 г. отняли у них право выступать в судах в качестве свидетелей. В 1829–56 гг. оба княжества официально находились под протекторатом России. Под влиянием православной церкви и российских властей в Молдове и Валахии начали ужесточать антиеврейское законодательство. Так называемый органический регламент 1831–32 гг., составленный под руководством П. Киселева, управляющего княжествами в 1829–34 гг., требовал от евреев указывать род своих занятий. Тех, кто не мог этого сделать, высылали из страны. Закон от 1831 г. запрещал евреям быть арендаторами больших участков земли и сдавать ее в аренду. Администрация княжеств толковала органический регламент как разрешение определять по своему усмотрению, какие категории евреев имеют право проживания в стране. В июле 1839 г. был издан закон, по которому евреи, не обладающие капиталом в пять тысяч пиастров или не имеющие определенного ремесла, считались бродягами и подлежали высылке из Румынии.

Накануне и во время революционных событий 1848–49 гг. широкие круги румынского общества стали лучше относиться к евреям. Революция приняла в Румынии форму борьбы за освобождение от русского и турецкого господства. Среди ее участников были евреи, например, художник К. Д. Розенталь (1820–51), автор картины «Румыния разрывает свои цепи на поле Свободы». Революционеры требовали предоставления гражданского равноправия всем гражданам Румынии без различия вероисповедания. Власти были вынуждены несколько смягчить антиеврейское законодательство; закон от 5 мая 1851 г. ликвидировал комиссии, занимавшиеся выявлением евреев-бродяг, и отменил закон 1839 г. о бродягах (см. выше): таковыми стали считать только иностранных евреев, проживавших в Румынии без паспортов и определенных доходов.

Парижский мирный договор, которым завершилась Крымская война 1853–56 гг., провозгласил широкую автономию княжеств в составе Османской империи. В договоре содержались пункты о равенстве всех жителей Молдовы и Валахии и о религиозных и гражданских свободах. В 1859 г. Молдова и Валахия объединились в одно государство, получившее в 1861 г. название Румыния. В это время в стране жили 130 тысяч евреев (3% населения). А. И. Куза, провозглашенный князем объединенной Румынии, пытался уравнять в правах евреев с местным населением. В 1864 г. евреям — уроженцам Румынии было предоставлено право быть избранными в местные органы власти. Евреев стали принимать на государственную службу; так, И. Бухнер был назначен на пост генерального инспектора финансов. Несмотря на предусмотренные законом ограничения на въезд, продолжался приток в Румынию иностранных евреев. А. И. Куза выступал за немедленное предоставление евреям гражданского равноправия, в то время как премьер-министр М. Когэлничану был его решительным противником. Этот вопрос неоднократно обсуждался на совете министров, но из-за противодействия премьер-министра так и не был решен. Планы А. И. Кузы совершить государственный переворот и ввести всеобщее избирательное право, в том числе и для евреев, не осуществились. Богатые землевладельцы-бояре активно использовали в борьбе против князя антиеврейские аргументы. Их агитация стала находить многочисленных приверженцев среди ремесленников, торговцев, фабрикантов, недовольных конкурентами-евреями и требовавших введения ограничений для них и привилегий для румын.

В 1866 г. А. И. Куза был свергнут с престола. Новый князь, Карл (Кароль) I Гогенцоллерн, заверил И. А. Кремье: «Полная эмансипация евреев встретит во мне преданного защитника». Сторонники князя внесли в парламенте предложение о предоставлении гражданства независимо от вероисповедания. Это вызвало бурные демонстрации протеста по всей стране; в Яссах, Бакэу, Олтенице они сопровождались кровавыми погромами. В день приезда Кароля I в Яссы там устроили погром, чтобы показать «иностранному» князю, как относятся к евреям «настоящие румыны». Во время обсуждения в парламенте статьи конституции о предоставлении евреям гражданства в Бухаресте проходили бурные антиеврейские демонстрации, переросшие в погром; была разрушена Большая синагога и разграблен еврейский квартал (см. Кварталы еврейские). Парламент и правительство поддержали требования демонстрантов, и конституция не предоставила гражданства евреям Румынии.

В 1867 г. по распоряжению министра внутренних дел Й. Брэтиану евреев изгоняли из сельских местностей Румынии, а тех, у кого были иностранные паспорта, высылали из страны; работали даже специальные комиссии по депортации. Евреев обвинили в распространении в Румынии эпидемии холеры. Консулы Великобритании, Франции, России и Австрии потребовали от правительства Румынии остановить антиеврейские беспорядки и прекратить высылку; румынские власти давали обещания, но никаких мер не принимали. Вновь разразился погром в Яссах; в Галаце многих евреев утопили в Дунае. После этого из-за протестов великих держав И. Й. Брэтиану подал в отставку. В том же году в Бухарест приехал М. Монтефиоре и потребовал от Кароля I прекратить гонения на евреев, но, несмотря на данное князем обещание, положение не улучшилось. В марте 1868 г. в парламенте обсуждался законопроект, который запрещал евреям проживать в деревнях, а в городах предписывал им получать особый вид на жительство. Только после резкого протеста Франции румынское правительство просило отклонить законопроект, желая избежать вмешательства иностранных государств в дела страны. Это вызвало новый взрыв антиеврейских беспорядков и кровавый погром в Галаце. Политика правительства Румынии была двойственной: с одной стороны, протесты великих держав побуждали его в известной мере охранять права евреев, с другой — власти заявляли, что евреи-иностранцы приносят стране вред, но против них невозможно принять необходимые меры из-за иностранного вмешательства. Подобные заявления провоцировали новые погромы, которые продолжались до 1872 г. и прекратились только после обращения правительства Соединенных Штатов Америки к султану Турции. Будучи сюзереном Румынии, он объявил, что поскольку князь Кароль не может собственными силами обеспечить порядок, то это сделают турецкие войска. До 1877 г. в Румынии не было погромов, но законодательным путем вводились все новые ограничения (запрет евреям заниматься продажей и производством табака, продажей спиртных напитков и т. п.).

Берлинский конгресс (1878), завершивший русско-турецкую войну 1877–78 гг., обеспечившую независимость Румынии, принял, несмотря на сопротивление румынских и российских дипломатов, предложенную французским представителем У. Г. Ваддингтоном статью о том, что полные гражданские и политические права должны быть предоставлены всем жителям Румынии, независимо от их вероисповедания. Представители Румынии пытались доказать, что требовать предоставления равноправия евреям «значило бы требовать... самоубийства». Тем не менее Франция и Великобритания настаивали на том, чтобы Румыния, в соответствии с решениями конгресса, отменила седьмую статью своей конституции, в которой говорилось, что натурализоваться в стране могут только иностранцы-христиане, и немедленно дала евреям гражданство и полные политические права. Румынское правительство отвечало, что немедленное предоставление гражданства 250 тысяч евреев вызовет новую волну погромов. Тогда Франция, Великобритания и Германия предложили Румынии дать евреям гражданство постепенно, по категориям, начиная с детей — уроженцев страны. Правительство Румынии считало необходимым выполнить это требование великих держав, но парламент отверг натурализацию по категориям и высказался за индивидуальную натурализацию. Дебаты в парламенте проходили на фоне бурных антиеврейских выступлений по всей стране. Чтобы избежать недовольства великих держав, парламент в 1879 г. предоставил румынское гражданство со всеми правами 883 евреям — участникам войны 1877–78 гг. Из-за невыполнения независимой Румынией решений Берлинского конгресса великие державы в 1879 г. отказались признать ее, но после того, как правительство Германии смягчило свои позиции, в феврале 1880 г. Румыния все же была признана. При этом державы заявили, что она должна проводить политику в духе постановлений Берлинского конгресса, и выразили несогласие с индивидуальной натурализацией евреев.

Для осуществления натурализации была создана специальная комиссия, в которую вошли известные антисемиты. В 1880 г. румынское гражданство получили семнадцать человек, в 1881 г. — шесть, в 1882 г. — два, в 1886–1900 г. — восемнадцать. Евреи, прошедшие натурализацию, пользовались всеми гражданскими правами, однако положение остальных ухудшилось: для них как для иностранцев вводили новые ограничения. Тем не менее, евреи были обязаны отбывать воинскую повинность, но только как рядовые (даже врачи). Евреи не могли учиться в профессиональных школах, в средних учебных заведениях была введена процентная норма (5,5–7,5% от всех учащихся). В высшую школу евреям разрешалось поступать только при недоборе, а стипендии могли получать лишь граждане Румынии.

В 1881 г. Румыния была провозглашена королевством; тогда же был принят закон о том, что любой «иностранец», который нарушает безопасность государства или участвует в движениях, имеющих целью свергнуть существующий общественный строй, подлежит высылке из страны. На этом основании власти избавлялись от неугодных им евреев: так, в 1885 г. из Румынии были высланы еврейские общественные деятели и журналисты, добивавшиеся равноправия евреев (в их числе М. Гастер). Евреям не разрешалось быть адвокатами, биржевыми и торговыми маклерами, директорами и ревизорами государственного банка. Указ от 1884 г. запретил евреям заниматься розничной торговлей; ремесленникам следовало получить специальное разрешение местной администрации; евреям было также запрещено служить во всех учреждениях государственной табачной монополии. На фабриках и заводах, в том числе принадлежавших евреям, через пять лет после их открытия не менее двух третей рабочих должны были быть румынами. Практически вся государственная служба была закрыта для евреев; допускалось назначение врача-еврея в сельскую местность, но только на короткий срок и если на это место не претендовал врач-румын. Число «иностранцев», находящихся на излечении в больницах, не должно было превышать десяти процентов от числа всех пациентов.

Для правящих классов и интеллигенции Румынии был характерен последовательный антисемитизм; его пропагандировали газета «Войнца национале» и «Этуаль румэн». В 1886 г. при поддержке правительства И. Й. Брэтиану был созван Международный антисемитский конгресс. В 1895 г. в Румынии возник Антисемитский союз, в который вошли даже министры. Он объявил, что готов «употребить все средства, чтобы сделать положение евреев в Румынии невозможным и облегчить им эмиграцию из страны». В конце 19 в. в стране участились погромы, не прекращавшиеся и ранее (наиболее кровавыми были погромы в Яссах в 1898 г. и Дранченах в 1900 г.). Во время крестьянского восстания 1907 г. в первую очередь пострадали евреи: было много убитых, 2280 еврейских семей лишились крова и имущества. Власти не только не защищали евреев, но и начали активнее высылать их из Молдовы (в некоторых городах остались только евреи — российские подданные).

Во второй половине 19 в. благодаря иммиграции в Румынию евреев из Российской империи происходило увеличение численности еврейского населения: в 1859 г. в стране жили 134 168 евреев, в 1899 г. — 266 652 еврея (4,5% всего населения). В начале 20 в. численность евреев Румынии сокращалась (в 1912 г. — 239 967 человек; 3,3% всего населения) из-за их эмиграции, в основном в США: в 1899–1904 гг. из Румынии выехали около 55 тысяч евреев. В конце 19 в. больше всего евреев проживало в Молдове (10,62% всего населения), а из городов — в Бухаресте (40 533 человека), Фэлтичения (57% городского населения), Дорохое (53,6%), Ботошани (51,8%), Яссах (50,8%). В 1904 г. в Румынии насчитывалось 22 590 евреев-торговцев (21,1% от всех торговцев), 19 289 были ремесленниками и рабочими. В ряде ремесленных производств евреи составляли большинство: 85,5% шапочников, 81,3% граверов, 76,6% переплетчиков, 75,9% часовщиков, 64,3% обойщиков. Среди предпринимателей насчитывалось 19,5% евреев. Проживавшие в Румынии евреи делились на три категории: немногочисленную группу румынских граждан, обладавших всей полнотой гражданских прав (в 1899 г. — 4272 человека); граждан других государств (5859 евреев — иностранных подданных, в основном австрийских); лиц, находившихся под защитой румынского государства (256 588 человек, 92,11% всего еврейского населения). Еврейство Румынии состояло в основном из ашкеназов, среди которых преобладали хасиды (см. Хасидизм); немногочисленные сефарды проживали в основном в Бухаресте и в юго-западной Валахии.

Первой современной организацией румынских евреев было Братство общества Сиона, основанное в 1871 г. консулом США в Румынии Б. Пейсотто (Пейшотто; 1834–90), который много сделал для улучшения положения румынских евреев и пробуждения их национального самосознания. Положение румынских евреев обсуждалось на международной конференции 1872 г. в Брюсселе, где присутствовали представители еврейских организаций Румынии и других стран. Под влиянием ассимиляторских (см. Ассимиляция) кругов румынского еврейства конференция призвала бороться за достижение равноправия, заявив, что эмиграция не может решить проблему евреев Румынии. В 1890 г. возникла Ассоциация румынских евреев — объединение крайних ассимиляторов, которая первоначально добивалась предоставления гражданства только евреям, служившим в армии. Благодаря сионистам (см. Сионизм) и социалистам (см. Социализм) Ассоциация через несколько лет изменила свою позицию и выступила за предоставление гражданства всем евреям, родившимся в Румынии.

Уже в 1873 г. в Румынии было образовано первое общество по созданию сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль. В 1880 г. по инициативе Э. Рокаха (см. Роках, семья) была основана Хеврат ишув Эрец-Исраэль (Компания по заселению Эрец-Исраэль) с отделениями в 32 городах страны. Центральный комитет этой организации с 1882 г. возглавлял Ш. Пинелес (1843–1928). В 1882 г. в Эрец-Исраэль из Румынии переселились 1322 человека; они основали поселения Рош-Пинна и Заммарин (позднее Зихрон-Я‘аков). С 1890 г. в Румынии стали возникать кружки Ховевей Цион, к 1895 г. их было около 30. В апреле 1897 г. съезд румынских Ховевей Цион поддержал предложение Т. Герцля провести Сионистский конгресс и избрал на него трех делегатов. В апреле 1898 г. была учреждена Сионистская федерация Румынии; местом пребывания ее центральных органов стал Галац. В 1897–99 гг. число сионистских групп в Румынии выросло с 26 до 136, однако в следующем десятилетии сократилось до 56. Многие сионисты вошли в созданный в 1910 г. Союз румынских евреев; под их влиянием он начал вести активную борьбу за равноправие, несмотря на ассимиляторские тенденции его руководства, в том числе председателя союза А. Штерна (1848–1931). Союз обращался к румынским политикам, собирал подписи под массовыми петициями в парламент, издавал книги, объясняющие природу антисемитизма.

В конце 19 в. в разных районах Румынии были созданы еврейские общины, открывались еврейские школы. Еврейские лидеры хотели добиться официального признания общин, получить разрешение на их объединение и создание единой общинной организации. В марте 1896 г. в Галаце состоялась конференция, в которой приняли участие представители 23 общин. Ее организаторами были руководитель общины Галаца, известный борец за равноправие евреев И. Броцинер (1846–1918) и его брат М. Броцинер (1855–194?), полковник румынской армии, герой войны 1877–78 гг. Конференция выработала текст документа об организации и объединении общин; он был предложен румынскому правительству для обсуждения в парламенте, которое, однако, не состоялось. Среди евреев не было единства мнений об устройстве будущей общины. Часть ассимиляторов («румыны Моисеева закона») и представители ортодоксальных кругов настаивали на ее исключительно религиозном характере. Другие считали, что община должна заниматься только школами, больницами, социальной помощью. Крайние ассимиляторы, особенно студенты и представители интеллигенции, выступили против существования общины вообще, видя в ней средство изоляции евреев и приближаясь в этом отношении к антисемитам, называвшим еврейскую общину «государством в государстве». Большинство еврейских лидеров требовало полной автономии еврейской общины Румынии; они вели борьбу и за отмену унизительной «присяги по еврейскому образцу» в судах (см. Клятва). В 1912 г. Верховный суд Румынии отменил особую еврейскую присягу.

В 1840-х гг. началось распространение идей Хаскалы среди евреев Румынии. Одним из первых маскилим был Ю. Бараш (1815–63), которого называли Мендельсоном Румынии (см. М. Мендельсон). По его инициативе в 1851 г. в Бухаресте открылась первая светская еврейская школа; в 1857 г. он начал выпускать на румынском и французском языке еженедельник «Исраэлитул ромын», ставший одним из первых еврейских периодических изданий Румынии (выходил несколько месяцев), а в 1862 г. учредил Ассоциацию по развитию еврейской культуры. В 1879 г. была основана еженедельная газета «Фратернитэ», которая решительно выступала за равноправие евреев и в резкой форме критиковала правительство Румынии; в 1885 г. власти закрыли газету и выслали ее издателя Э. Шварцфельда (1855–1915) из страны. Под влиянием палестинофильских идей в Румынии было создано несколько изданий, пропагандировавших алию: газета «Апараторил» (Бухарест, 1881–84), еженедельник «Стиндардул» (Фокшани). Историк и публицист М. Шварцфельд (1857–1943) основал еженедельник «Эгалитатя» (Бухарест, 1890–1940), ставший важнейшим еврейским периодическим изданием. В 1906 г. Н. Кари (1869–1943) начал выпускать еженедельник «Курьерул исраэлит», официальный орган Союза румынских евреев (выходил до 1941 г.). Действовавшее в 1886–90 гг. Общество по изучению истории евреев Румынии издало три тома документов и исследований. О вкладе евреев в развитие румынской литературы и литературного языка см. Румынская литература.

Во время Первой мировой войны около двадцати тысяч евреев было мобилизовано в румынскую армию, где они столкнулись с откровенным антисемитизмом. Вступив в войну на стороне Антанты (1916), Румыния быстро потерпела поражение и 24 апреля 1918 г. была вынуждена подписать сепаратный мирный договор, один из пунктов которого предусматривал предоставление румынского гражданства всем евреям Румынии; однако из-за поражения Германии в войне договор не вступил в силу. Премьер-министр Й. Брэтиану-младший, понимая, что вопрос о предоставлении евреям гражданства встанет на мирной конференции, настоял на принятии парламентом 28 декабря 1918 г. закона об индивидуальной натурализации евреев (они должны были для этого обращаться в суд). Несмотря на давление властей, еврейские лидеры отказались поддержать новый закон; они требовали, чтобы сертификаты о гражданстве выдавались муниципалитетами на основании документов, удостоверяющих, что проситель родился в Румынии и не является иностранным подданным. Евреи воздерживались от подачи заявлений на получение гражданства. На Парижской мирной конференции (1919) румынские дипломаты пытались утверждать, что положение евреев в Румынии — это ее внутреннее дело. Представители румынских евреев присоединились к Комитету еврейских делегаций и просили союзников включить в текст мирного договора условие о натурализации евреев. Опередив принятие конференцией решения о предоставлении евреям румынского гражданства, парламент в мае 1919 г. принял закон, по которому оно предоставлялось лишь после подачи заявления в суд; автоматически получали гражданство только участники Первой мировой войны и их семьи. По мирному договору Румыния должна была в законодательном порядке обеспечить евреям все гражданские и политические права. Конференция заставила представителей Румынии подписать также договор о правах меньшинств (см. Национальных меньшинств права).

В результате Первой мировой войны в состав Румынии были включены Северная Буковина, Бессарабия и Трансильвания, где проживало много евреев. В 1924 г. численность евреев Румынии составляла 796 065 человек (5% всего населения), из них 230 тыс. – в границах довоенной Румынии, 238 тыс. – в Бессарабии, 128 056 — в Буковине, около двухсот тысяч — в Трансильвании. Присоединение Трансильвании и Буковины изменило социальную структуру еврейского населения. В Австро-Венгрии, в состав которой раньше входили эти территории, евреи пользовались всеми гражданскими правами, среди них было много представителей интеллигенции. Румынские власти пытались уклониться от предоставления гражданства евреям, жившим на вновь присоединенных территориях. Так, в Буковине сорок тысяч евреев не получили гражданство под тем предлогом, что они — беженцы, недавно попавшие в страну.

Благодаря председателю Союза румынских евреев А. Штерну, ставшему депутатом парламента, в 1922 г. не было принято предложение главы правительства Й. Брэтиану-младшего об аннулировании большинства уже выданных евреям удостоверений о румынском гражданстве. После долгих дебатов, в которых наиболее убедительным доводом было нежелание вызвать гнев великих держав, в новую конституцию Румынии (1923) была включена статья о предоставлении всем евреям гражданства, в том числе и на вновь присоединенных территориях. Хотя формально было введено полное равноправие, в действительности евреев не допускали на государственную службу, университетские кафедры, в офицерский корпус, на судебные должности.

В 1920–39 гг. в Румынии наблюдался быстрый рост антисемитизма; как и раньше, главными его носителями были интеллигенция и студенчество. 22 декабря 1922 г. участники студенческих волнений требовали введения процентной нормы для евреев. В 1922 г. она была фактически введена в университете города Клуж, затем эта практика распространилась на университеты Бухареста, Черновцов и Ясс. Студенческое антисемитское движение финансировалось Министерством внутренних дел; лидер движения К. З. Кодряну был одновременно секретарем профашистской Лиги национальной христианской защиты во главе с А. Кузой. Студенты организовывали вооруженные боевые группы и нападали на евреев; несколько убийств остались безнаказанными. В 1927 г. К. З. Кодряну основал и возглавил Союз Михаила Архангела (с 1929 г. — Железная гвардия), ставший основной фашистской организацией Румынии. 9 декабря 1927 г. студенты — члены Союза Михаила Архангела, проводившие свой конгресс в городе Орадя-Маре в Трансильвании, устроили погром, во время которого было сожжено пять синагог; вслед за этим антиеврейские беспорядки вспыхнули по всей стране. В начале декабря 1933 г. премьер-министр Й. Дука запретил Железную гвардию (за что 29 декабря он был убит ее сторонниками), но в 1935 г. она возобновила свою деятельность под лозунгом «Все для страны» и укрепила связи с германскими национал-социалистами (см. Национал-социализм). Усиление Железной гвардии вызвало опасения у короля Румынии Кароля II, и чтобы создать ей противовес, он поддержал другие правые антисемитские партии.

После прихода в 1933 г. к власти в Германии А. Гитлера различные румынские партии стали принимать антисемитские программы. В 1935 г. Национальная крестьянская партия объединилась с Лигой национальной христианской защиты, создав Национальную христианскую партию, программным требованием которой стала защита рабочих-христиан «путем предпочтения румынских этнических элементов» и «румынизация персонала фирм», то есть удаление евреев даже из частных предприятий. К. Брэтиану, глава Национально-либеральной партии, выступил за «национализацию городов, пропорциональное представительство в школах, университетах и аннулирование гражданства евреев». В июне 1934 г. парламентом был утвержден законопроект «Об использовании румынских рабочих в частных фирмах», разработанный правительством Национально-либеральной партии. По новому закону, 80% работников любого предприятия должны были составлять румыны. Министерство промышленности и торговли разослало во все частные фирмы специальную анкету, в которую был включен вопрос об этническом происхождении сотрудников. В результате введения этого закона с текстильных фабрик, из банков и торговых предприятий уволили большинство евреев. В 1935 г. правление Юридической ассоциации приняло постановление о процентной норме для евреев-юристов. Принятие евреев в ассоциацию прекратилось; иногда лицензий лишали евреев, уже входивших в нее. Число евреев в университетах сокращалось, хотя официально процентная норма не была введена. Начался настоящий поход против фирм и банков, принадлежавших евреям: им не доставляли импортируемые сырье и товары, крупные банки страны отклоняли просьбы о предоставлении кредитов и т. п. Чтобы довести до банкротства частные еврейские предприятия, правительство облагало их непомерно высокими налогами. Многие предприниматели-евреи разорялись или продавали свои предприятия румынам. Посольство Германии финансировало публикацию в румынской прессе статей, требовавших убрать евреев из всех отраслей экономики Румынии.

Несмотря на усилия группы ассимиляторов, большая часть евреев Румынии, особенно живших на вновь присоединенных территориях, сохраняла национальное самосознание. В 1919 г. Союз евреев Румынии рекомендовал евреям голосовать за те румынские партии, которые выступят за равноправие, но, поскольку таковых не нашлось, было решено воздержаться. В 1920 г. Союз и сионисты вышли на выборы единым списком «Менора», но результаты выборов были подтасованы, и ни один из его кандидатов не прошел в парламент. В 1922 г. депутатом парламента был избран А. Штерн. В 1923 г. между участниками единого списка произошел разрыв, вызванный несогласием Союза евреев Румынии с требованием сионистов начать борьбу за предоставление евреям статуса национального меньшинства. В 1926 г. в законодательные органы власти Румынии избрали первых еврейских депутатов и сенаторов от Буковины, Бессарабии и Трансильвании. В 1928 г. в парламент прошли четыре еврейских депутата. В 1930 г. была создана Еврейская партия; на выборах в июне 1931 г. она получила пять мест. В парламенте депутатам-евреям приходилось отражать выпады антисемитов, часто перераставшие в обструкцию, а иногда и в оскорбления действием. К 1933 г. в парламенте Румынии остался один еврей — главный раввин страны Я. И. Немировер (1872–1939), который по должности входил в состав сената.

Заметную роль в общественной жизни евреев Румынии играло в 1920–30-х гг. сионистское движение. Местные отделения Сионистской федерации Румынии (в 1919 г. местом пребывания ее центральных органов стал Бухарест) функционировали в 71 городе. Действовали секции сионистских партий — По‘алей Цион, Це‘ирей Цион (главным образом в Бессарабии), Мизрахи, Союза сионистов-ревизионистов, а также ВИЦО. Значительным влиянием пользовались Ассоциация сионистской молодежи, юношеские движения Ха-Шомер ха-ца‘ир, Гордония, Бетар, Дрор, Ха-Боним и другие. С 1920 г. начали создаваться учебные центры Хе-Халуца; в самом крупном из них, расположенном близ Ясс, до 1937 г. прошли подготовку около 700 человек. Не прекращалась алия из Румынии: с 1920 г. по 1932 г. в Эрец-Исраэль переселились 5527 человек, в 1933–39 гг. — 9171. Выходцы из Румынии создали в Эрец-Исраэль целый ряд киббуцов и мошавов.

В 1928 г. в Румынии был принят закон о религиях, признававший иудаизм одной из восьми «исторических» религий страны, а еврейскую общину — юридическим лицом; в ее ведение перешла вся собственность религиозных учреждений. Однако фактически лишь в 1932 г. общины получили права юридических лиц; при этом мэры и комиссары полиции сохранили официальный контроль над ними и право распускать выборные советы общин и назначать другие по своему усмотрению.

В 1920–30-х гг. в Румынии сложилась разветвленная система еврейского образования. Все еврейские школы содержались общинами, правительство предоставляло только символическую субсидию. В Бессарабии существовала сеть школ общества Тарбут. Первоначально аттестаты еврейских школ официально не признавались, и выпускники были вынуждены дополнительно сдавать государственные экзамены; с 1925 г. власти стали признавать аттестаты тех еврейских школ, где язык обучения был румынский.

В 1920–30-х гг. в Румынии выходило большое количество еврейских периодических изданий на разных языках: в Трансильвании — на венгерском языке; в Бессарабии — на идиш; в Бухаресте — на румынском языке (сионистская газета «Мантуиря» под редакцией А. Л. Зиссу и еженедельник «Реанаштеря ноастрэ»). С 1915 г. публиковался ежемесячник «Хасмоная», орган ассоциации студентов-сионистов; в 1929–39 гг. выходил литературно-политический журнал «Адам» (редактор И. Лудо). Продолжались научные исследования, публиковались монографии по истории евреев Румынии (например, книга М. Халеви, 1900–72); отдельные статьи по этой тематике появлялись и в еженедельнике «Синай» (1926–32). В 1930-х гг. в Бухаресте были открыты Еврейский исторический музей и Еврейский исторический архив.

В 1930 г. в Румынии проживало 765 930 евреев (4,2% всего населения); сокращение еврейского населения по сравнению с 1924 г. было вызвано эмиграцией. В границах старой Румынии проживало 263 192 еврея, в Бессарабии — 206 958 евреев, в Буковине — 92 080 евреев, в Трансильвании — 193 тыс. евреев. В этот период евреям принадлежало несколько крупных банков, они внесли вклад в развитие металлургической, табачной и текстильной промышленности, создав ряд новых предприятий. В конце 1930-х гг., после принятия законодательных актов, направленных на вытеснение евреев из различных сфер экономической и интеллектуальной жизни, началось катастрофическое обнищание еврейского населения Румынии.

Евреи играли значительную роль в социалистическом и коммунистическом движении Румынии. Одним из основателей и руководителей Социалистической партии Румынии был К. Доброджану-Геря, а его сын А. Доброджану-Геря (см. там же) и Анна Паукер приняли участие в создании компартии.

В середине 1930-х гг. Румыния начала сближаться с гитлеровской Германией, что усиливало антисемитизм в стране. Несмотря на тяжелое положение евреев Румынии и антисемитскую политику властей, еврейские организации решили на конгрессе Еврейской партии в Бухаресте (ноябрь 1935 г.) активно поддержать бойкот антинацистский, объявленный международными еврейскими организациями в ответ на развернутую в Германии антисемитскую кампанию. В январе 1936 г. был создан Совет евреев Румынии, которому удалось не допустить принятия парламентом целого ряда антиеврейских законопроектов, в том числе об аннулировании гражданства евреев. Совет повел решительную борьбу против профашистского правительства О. Гоги, пришедшего к власти в декабре 1937 г. Глава Совета евреев В. Филдерман (1882–1963) отправился в Париж, чтобы привлечь внимание международной общественности к их тяжелому положению. Евреи Румынии начали кампанию экономического бойкота, что способствовало падению правительства через сорок дней после его прихода к власти. В Румынии был установлен режим так называемой королевской диктатуры, запретивший все политические партии и организации, в том числе Еврейскую партию и Союз румынских евреев.

В марте 1939 г. был заключен германо-румынский экономический договор, который вместе с другими соглашениями подчинил румынскую экономику интересам гитлеровской Германии и превратил Румынию в ее сателлита. Нацисты требовали полностью изгнать евреев из хозяйственной жизни страны. Совету евреев Румынии удалось добиться отмены ряда новых антисемитских ограничений, но он не мог остановить общее наступление на права евреев. В августе 1939 г. новое правительство, в состав которого вошли и члены Железной гвардии, лишило евреев румынского гражданства.

По требованию Советского Союза и с согласия Германии в июне 1940 г. Румыния была вынуждена уступить Бессарабию и Северную Буковину Советскому Союзу. По распоряжению Гитлера и в соответствии с решением Венского арбитража 30 августа 1940 г. Румыния передала Венгрии территорию Северной Трансильвании; 7 сентября 1940 г. Южная Добруджа отошла к Болгарии. При отступлении румынских войск с оставленных территорий солдаты устраивали антиеврейские акции, сопровождавшиеся убийствами: например, в Добрудже 30 июня 1940 г. были убиты 52 человека. Евреев выбрасывали из поездов с беженцами, направлявшихся в Румынию. 6 сентября 1940 г. фактическим диктатором Румынии стал маршал Й. Антонеску, возглавивший правительство, которое состояло в основном из членов Железной гвардии; Румыния была провозглашена государством национал-легионеров. Под давлением Германии и Железной гвардии в сентябре 1940 г. Кароль II был вынужден отречься от престола в пользу своего сына Михая и эмигрировал из страны; поводом к отречению послужил отказ Кароля порвать связь с Еленой Лупеску, крещеной еврейкой (в эмиграции они оформили брак). Наступил период жестокого антиеврейского террора, продолжавшийся пять месяцев. По всей стране конфисковывали еврейские магазины и предприятия; их владельцев подвергали пыткам, чтобы получить от них заявления о передаче собственности румынам. Легионеры требовали полного бойкота антиеврейского; их банды врывались в квартиры евреев и отбирали деньги и ценные вещи. В экономике Румынии царил хаос, что отмечали даже немецкие дипломаты. Железная гвардия настояла на принятии правительством Румынии решения о закрытии 600 синагог и передаче их зданий румынской православной церкви, но оно было отменено через три дня, после того, как В. Филдерман добился встречи с Й. Антонеску и рассказал ему об ущербе, нанесенном экономике страны, о незаконных арестах и других проявлениях произвола Железной гвардии. Диктатор использовал эти сведения в борьбе с Железной гвардией, которая в ответ арестовала ряд еврейских лидеров, а 21 января 1941 г. предприняла попытку государственного переворота. В то время как одни отряды Железной гвардии вели бои с частями румынской армии за контроль над Бухарестом, другие нападали на евреев столицы; было убито около 120 евреев, разрушено несколько синагог, в том числе Большая сефардская синагога. Погром не распространился на провинции благодаря поддержке, которую оказала Й. Антонеску румынская армия. После подавления мятежа наступил период относительного затишья, хотя немцы постоянно оказывали на Й. Антонеску давление, требуя от него ужесточения антиеврейской политики. С этой целью в апреле 1941 г. в посольство Германии в Румынии был назначен Г. Рихтер, один из сотрудников А. Эйхмана (см. Эйхмана процесс).

Вскоре после начала советско-германской войны, в которой Румыния участвовала как союзница Германии, румынские и немецкие солдаты 29 июня 1941 г. устроили погром в Яссах; по некоторым сведениям, было убито около двенадцати тысяч евреев. В Молдавии наступавшие немецкие и румынские войска повсеместно уничтожали еврейское население. В августе 1941 г. румынские власти начали депортацию евреев из находившихся под их контролем Буковины и Бессарабии через Днестр, в немецкую зону оккупации. Немцы отказались принять депортированных, многих расстреляли, других отправили назад в румынскую зону, где часть из них тут же была убита румынскими жандармами; многие утонули в Днестре или погибли от болезней и голода по пути в концентрационные лагеря Буковины и Бессарабии. В течение пяти недель после начала войны была уничтожена половина еврейского населения (около 160 тысяч человек), проживавшего в Бессарабии, Буковине и в районе города Дорохой, входившего в состав старой Румынии. В сентябре 1941 г. на территории, оккупированной румынской армией, евреев стали заключать в гетто и концентрационные лагеря.

Выполняя требования германского посольства, румынские власти жестоко расправлялись с евреями не только на оккупированной территории, но и в самой Румынии. По приказу, отданному Й. Антонеску, в июле 1941 г. началась отправка в концентрационные лагеря евреев, проживавших в небольших городах и селах старой Румынии; руководству Совета евреев Румынии удалось добиться отмены этого приказа, и высланных стали отправлять в ближайшие большие города. Из приграничных с Советским Союзом районов еврейское население депортировали на запад Румынии, а мужчин моложе 60 лет заключили в концентрационный лагерь Тыргу-Жиу. Высланным запрещалось брать с собой вещи, и местным общинам пришлось взять их на свое попечение; дома и собственность депортированных евреев тут же присваивали себе местные жители. Из других районов Румынии в трудовые лагеря посылали еврейских мужчин; отправку женщин предотвратило руководство Совета евреев Румынии. 3 сентября 1941 г. был отдан приказ об обязательном ношении евреями отличительного знака. Еврейские лидеры сделали все возможное, чтобы отменить это распоряжение: главный раввин страны А. Шафран (1910–2006) обратился к главе румынской православной церкви патриарху Никодиму, вмешательство которого заставило Й. Антонеску уже 8 сентября 1941 г. отменить приказ об отличительном знаке. В румынской зоне оккупации на территории Советского Союза для евреев его ношение осталось обязательным.

16 сентября 1941 г. началась депортация евреев из лагерей Бессарабии в Транснистрию. Несмотря на то, что после вмешательства Совета евреев Румынии, а также послов США, Бразилии, Португалии и Швейцарии, 14 октября вышел приказ о прекращении депортации, она продолжалась до 15 ноября. К этому времени все евреи Бессарабии и Буковины (за исключением 20 тысяч евреев Черновцов) были отправлены в Транснистрию. В ходе депортации погибли 22 тысячи евреев, большая часть которых была расстреляна румынскими жандармами. Послы Швейцарии, Бразилии и Португалии предложили послу США заявить решительный протест против этой акции, но он отказался, сославшись на то, что не располагает необходимой информацией. На территории старой Румынии все больше евреев отправляли в трудовые лагеря.

После Ванзейской конференции 20 января 1942 г. нацисты усилили давление на румынские власти, добиваясь от них согласия на «окончательное решение» еврейского вопроса. По требованию Германии еще в конце 1941 г. был распущен Совет евреев Румынии и создана новая организация, в которую вошли люди, совершенно неизвестные еврейской общине; деятельность этой организации контролировалась германским посольством. В июле 1942 г. нацисты добились от М. Антонеску, вице-премьера Румынии, обещания начать в сентябре того же года депортацию евреев из Южной Трансильвании в Польшу. Еврейские лидеры, понимая, какая опасность угрожает всем евреям Румынии, восстановили в подполье Совет евреев Румынии, который возглавил А. Шафран. При активной поддержке папского нунция А. Кассуло и швейцарского посла в Румынии де Века совету удалось через королеву-мать и некоторых иерархов православной церкви добиться отмены депортации. Лишь семь с половиной тысяч евреев Черновцов были отправлены в Транснистрию под предлогом их «сочувствия коммунизму». В сентябре 1942 г. А. Эйхман вновь получил согласие румынского правительства на депортацию евреев в Польшу. В октябре соответствующий приказ был отдан, но еврейским лидерам снова удалось добиться его отмены.

В декабре 1942 г. военное положение Германии резко ухудшилось, и это сказалось на отношении румынского правительства к евреям. Некоторым из высланных в Транснистрию официально разрешили выехать в Эрец-Исраэль. Всего с 1939 г. по сентябрь 1944 г. на 13 судах Румынию покинули около 13 тысяч евреев, многие из них — беженцы из Польши, Венгрии и Словакии; судно «Струма» было потоплено 24 февраля 1942 г. советской подводной лодкой близ Стамбула (из 769 пассажиров в живых остался один), а 5 августа 1944 г. неизвестная подводная лодка уничтожила судно «Мафкура» (из 350 беженцев спаслись пятеро). Несмотря на некоторое смягчение отношения румынских властей к евреям, преследования продолжались. В начале 1943 г. евреям было запрещено работать на предприятиях, не связанных с производством вооружения; увеличилось число евреев, которых отправляли в рабочие лагеря. Власти облагали общины непосильными поборами, требуя огромные денежные суммы, драгоценности, одежду, обувь, медикаменты.

Еврейские организации Румынии вели борьбу за спасение высланных в Транснистрию, прося разрешения, как минимум, оказывать им помощь. В декабре 1942 г. еврейская делегация смогла отправиться из Бухареста в Транснистрию, где, преодолев сопротивление местной администрации, посетила три еврейских лагеря. Весной и летом 1943 г. еще несколько делегаций доставили евреям в Транснистрию большое количество вещей и продуктов. В октябре 1943 г. удалось добиться официального признания властями еврейского Автономного комитета помощи, основной сферой деятельности которого было финансировавшееся Джойнтом и Еврейским агентством обеспечение евреев в Транснистрии вещами, деньгами, медикаментами, продуктами питания и т. д. Румынские власти чинили комитету различные препятствия: деньги можно было переводить только через Национальный банк Румынии по невыгодному обменному курсу и при условии уплаты больших налогов; вещи для депортированных часто конфисковывала администрация Транснистрии или расхищали местные жители. Тем не менее, помощь, оказанная еврейскими организациями Румынии, спасла жизни тысяч евреев, находившихся в Транснистрии.

Главной целью действовавшего в подполье Совета евреев Румынии было возвращение депортированных. Румынскому правительству сообщили, что всемирные еврейские организации готовы заплатить большую сумму за возвращение евреев из Транснистрии. Однако под давлением немцев 23 апреля 1943 г. Й. Антонеску подписал приказ, согласно которому ни один из депортированных не имел права на возвращение. Еврейские лидеры решили для начала добиться разрешения на возвращение хотя бы некоторых категорий еврейского населения. В июле 1943 г. Й. Антонеску разрешил вернуться пожилым людям, вдовам, инвалидам Первой мировой войны и бывшим офицерам румынской армии. Местные власти по настоянию немецких советников всячески задерживали выполнение этого приказа, и возвращение в Румынию лиц указанных категорий началось только с декабря 1943 г. В начале 1944 г. число возвращавшихся возросло. Делегации Автономного комитета помощи посещали лагеря и гетто Транснистрии и помогали их обитателям в возвращении. Большинство евреев вернулось в Румынию в 1944 г., накануне отступления румынских войск из Транснистрии. Румынские власти, напуганные военными поражениями Германии, спешно устанавливали контакты с союзниками и пытались продемонстрировать свое гуманное отношение к евреям. Поэтому накануне наступления советских войск на юге Украины депортированным евреям разрешили вернуться. Й. Антонеску в ультимативной форме потребовал, чтобы немецкая армия не уничтожала евреев при отступлении из румынской зоны оккупации. Это требование в основном выполнялось, но известно, что перед отступлением из Тирасполя немцы убили около тысячи евреев, содержавшихся в городской тюрьме. В апреле-мае 1944 г. в Освенцим были депортированы 155 тысяч евреев Северной Трансильвании, входившей с 1918 г. в состав Румынии, но переданной в 1940 г. Венгрии (см. выше), которая в марте 1944 г. была оккупирована германскими войсками. В годы Катастрофы от рук нацистов и их румынских пособников на территории Румынии (в границах 1939 г.) погибло около 420 тысяч евреев, большей частью в Бессарабии, Северной Трансильвании, Северной Буковине, Южной Добрудже. Только треть из находившихся в Транснистрии евреев пережила войну.

В 1944 г. еврейские организации Румынии вышли из подполья. С помощью англичан для спасения евреев Румынии и организации их алии на территорию страны были сброшены девять парашютистов-евреев из Эрец-Исраэль. 20 августа 1944 г. советская армия перешла в наступление в Бессарабии. 23 августа король Михай при помощи румынской армии взял власть в свои руки, Й. Антонеску и члены его правительства были арестованы. Румыния перешла на сторону союзников.

По данным переписи, проведенной по инициативе Всемирного еврейского конгресса, в Румынии на конец 1945 г. проживали 428 312 евреев. По общерумынской переписи в феврале 1956 г. численность еврейского населения составила 144 236 человек, в конце 1960-х гг. — не более ста тысяч. Резкое уменьшение еврейского населения Румынии произошло за счет эмиграции евреев в другие страны, в первую очередь в Государство Израиль. С 1945 г. по май 1948 г. тысячи румынских евреев прибыли в Эрец-Исраэль из портов Румынии, Югославии, Болгарии и других стран в рамках иммиграции «нелегальной» (например, в 1947 г. — около 17 тысяч). После образования Государства Израиль алия из Румынии продолжалась до 1951 г., когда власти Румынии запретили выезд (всего в 1945–51 гг. выехало около трети еврейского населения). Выдача разрешений на эмиграцию возобновилась лишь в сентябре 1958 г., но была прекращена с февраля 1959 г. по начало 1960 гг. В 1960–65 гг. из Румынии выехало около 35 тысяч евреев. Всего в Израиль репатриировались с 1948 г. до конца 1960-х гг. около двухсот тысяч евреев Румынии; около 80 тысяч эмигрировали в другие страны.

В 1944–48 гг., до установления коммунистического режима, в Румынии существовало много еврейских организаций. Была воссоздана Сионистская федерация, которую возглавил А. Зиссу. Сионистское движение привлекло десятки тысяч человек; Хе-Халуц насчитывал около четырех тысяч членов, в стране действовало 95 его отделений и 12 учебных ферм. Активно работали молодежные сионистские организации: Бетар, Гордония, Ха-Шомер ха-ца‘ир, Дрор, Бней-‘Акива, Ха-Но‘ар ха-циони. При содействии Джойнта была развернута широкая сеть еврейских учебных заведений. В 1946 г. в Румынии было 190 еврейских школ (41 тысяча учащихся); к 1948 г. насчитывалось пять иешив, 50 школ талмуд-тора, десять школ «Бет-Я‘аков» и других религиозных учебных заведений. Возобновилась публикация сионистских еженедельников «Реанаштеря ноастрэ» и «Мантуиря», выходили еще четыре периодических издания сионистской ориентации, а также другие газеты и журналы. Коммунисты пытались взять еврейское движение под свой контроль, создав для этого в 1945 г. Еврейский демократический комитет. Румынское еврейство было тесно связано с международными еврейскими организациями; в 1946 г. румынские сионисты приняли участие в работе 22-го Сионистского конгресса в Базеле. Делегация румынских евреев, включая коммунистов, участвовала в конференции Всемирного еврейского конгресса в Монтрё в 1948 г.

30 декабря 1947 г. король Михай был вынужден отречься от престола; вся власть перешла к коммунистам. В Румынии начало сказываться влияние антисемитской кампании, которая велась в это время в Советском Союзе. Уже летом 1948 г. представители сионистских партий были изгнаны из Еврейского демократического комитета; в ноябре того же года правительство запретило сбор средств в Керен ха-иесод и Еврейский национальный фонд. 12 декабря 1948 г. центральные органы коммунистической партии приняли постановление, в котором сионизм характеризовался как «националистическое движение еврейской буржуазии». После этого члены Еврейского демократического комитета захватили в Бухаресте помещения, принадлежавшие Сионистской федерации, а власти конфисковали ее денежные средства. 23 декабря 1948 г. Федерация и большинство входивших в нее организаций объявили о самороспуске. Мапай и некоторые молодежные сионистские организации, отказавшиеся сделать это, были распущены приказом Министерства внутренних дел Румынии от 3 марта 1949 г.; правительство конфисковало фермы Хе-Халуца. Начались аресты активных сионистов, включая эмиссаров, прибывших из Израиля. В апреле 1949 г. была распущена молодежная организация Еврейского демократического комитета; сам комитет просуществовал до марта 1953 г. В 1949 г. были закрыты все еврейские периодические издания, кроме газеты «Униря», органа Еврейского демократического комитета (ликвидирована вместе с ним). Осенью 1948 г. в Румынии были закрыты все негосударственные учебные заведения, что было равносильно уничтожению практически всей системы еврейского образования (кроме нескольких школ с преподаванием на идиш в Бухаресте и Яссах). На территории Румынии была запрещена деятельность Джойнта; прекратились все контакты румынских евреев с международными еврейскими организациями и Израилем.

Однако даже после ликвидации практически всех независимых еврейских организаций положение евреев в Румынии было лучше, чем в Советском Союзе и других странах советского блока. Продолжали действовать общины «исповедующих религию Моисея», объединенные в федерацию, которая отвечала за содержание синагог и кладбищ. С 1956 г. начал публиковаться журнал Федерации еврейских общин Румынии «Ревиста култулуй мозаик» на румынском языке, иврите и идиш (с 1990-х гг. выходит также на английском языке). Стремясь усилить контроль над религиозной жизнью евреев, власти в 1948 г. вынудили А. Шафрана уехать из страны, а главным раввином вместо него был назначен М. Розен. В 1960 г. в Румынии насчитывались 153 еврейские общины, содержавшие 814 синагог и молитвенных домов. В 1948 г. были открыты два еврейских театра: в Бухаресте и в Яссах (закрыт в 1968 г.).

В руководстве румынской коммунистической партии были евреи: Анна Паукер (см. выше), С. Бугичи (оба в разное время занимали пост министра иностранных дел), И. Кишиневский (1906–62; был начальником отдела агитации и пропаганды ЦК компартии). Чистка 1952 г., в результате которой А. Паукер была снята со всех постов и помещена под домашний арест, равно как и внутрипартийная борьба 1950–60-х гг., не носили антисемитского характера. В 1960-х гг., особенно после того, как в 1965 г. к власти пришел Н. Чаушеску, в Румынии прекратились нападки на сионизм, допускались контакты евреев страны с международными еврейскими организациями. По неофициальным оценкам, в начале 1970-х гг. в Румынии проживало около шестидесяти тысяч евреев, в начале 1990-х гг. — около двадцати тысяч. Федерация еврейских общин утверждала, что оценка численности еврейского населения страны, основанная на данных переписи 1977 г. (25,6 тысяч человек), занижена; по сведениям федерации, общины Румынии объединяли в это время около сорока пяти тысяч человек, а учитывая, что далеко не все евреи были связаны с общинами, она оценивала общую численность евреев страны в семьдесят тысяч человек (не исключено, что федерация искусственно завысила это число, чтобы получать большую помощь от Джойнта). Основной причиной постепенного сокращения численности евреев Румынии был непрекращавшийся выезд в Израиль (одна–две тысячи человек в год); как правило, власти Румынии в эти годы не препятствовали эмиграции евреев. Решение правительства страны (1970) об установлении налога за полученное образование для уезжающих за границу было отменено после того, как США в ответ на это пригрозили лишить Румынию статуса наибольшего благоприятствования в торговле. После Шестидневной войны Румыния оказалась единственной страной Восточной Европы, не разорвавшей дипломатические отношения с Израилем (см. ниже). Н. Чаушеску своим отношением к Израилю и румынским евреям стремился показать странам Запада, что его правительство независимо от Советского Союза и более либерально, чем режимы других стран советского блока. М. Розен, поддерживая контакты с крупными политическими и общественными деятелями свободного мира, активно помогал Н. Чаушеску в создании образа Румынии как сравнительно либеральной страны.

В 1970–80-х гг. в Румынии была хорошо организована еврейская общинная жизнь, что во многом являлось заслугой М. Розена. В середине 1970-х гг. в стране насчитывалось около 70 общин, имевших 150 действующих синагог и молитвенных домов; в середине 1980-х гг. — около 60 общин. В 24 общинах работали училища талмуд-тора, в некоторых местах — курсы по изучению иврита. Регулярно отмечались еврейские праздники, существовал еврейский детский хор. В середине 1980-х гг. в Румынии было 11 столовых, в которых соблюдался кашрут и ежедневно отпускалось две тысячи бесплатных обедов, а также девять еврейских домов престарелых, еврейские клиники и санатории. Была налажена благотворительная помощь членам общины; ее получали около десяти тысяч человек. Все благотворительные программы финансировал Джойнт. В декабре 1977 г. в Бухаресте был открыт Музей истории румынских евреев.

В 1980-х гг. в румынских средствах массовой информации и в литературе стали появляться антисемитские выпады, которым режим Чаушеску в целом не препятствовал. Сталкиваясь с усиливающимся недовольством широких слоев населения тяжелым экономическим положением и гнетом диктатуры Н. Чаушеску, власти Румынии не возражали, когда это недовольство приобретало антисемитский оттенок. После ряда протестов М. Розена были приняты некоторые меры по сдерживанию антиеврейской кампании.

Революция, покончившая в декабре 1989 г. с режимом Н. Чаушеску, привела к заметному оживлению антисемитизма в Румынии. В средствах массовой информации евреи постоянно обвиняются в том, что они насаждали коммунистический режим в стране; М. Розена называли «адвокатом дьявола». Откровенно антисемитский характер носили и нападки на первого премьер-министра послереволюционной Румынии — П. Романа (его дед по отцу был раввином в Трансильвании). В стране участились случаи осквернения синагог, еврейских кладбищ; на стенах домов часто появляются антисемитские надписи. Откровенно антисемитский характер носит деятельность Национальной крестьянской партии. В 1990 г. сенатор Г. Войкан потребовал, чтобы правительство Румынии отчиталось в своих действиях «против роста нападений на евреев, осквернений кладбищ, синагог, газетных инсинуаций». Многие издания, поддерживающие антисемитские кампании, решительно отрицают саму возможность антисемитизма в Румынии и снимают с румынского народа какую-либо ответственность за гибель евреев во время Катастрофы.

Согласно переписи населения в Румынии, в 1992 г. в стране проживали 9107 евреев. Федерация еврейских общин утверждала, что в 2002 г. в стране проживало 10 800 евреев. Половина еврейского населения Румынии проживает в Бухаресте. Еврейские общины, насчитывающие более 500 человек, существуют в Тимишоаре, Яссах, Клуже. Подавляющее большинство евреев Румынии — ашкеназы. Очень высокий процент среди еврейского населения Румынии составляют люди пожилого возраста, особенно в небольших городах. Так, в трансильванском городе Тиргу-Муреш в 1998 г. средний возраст еврейского населения составлял 68 лет. Еврейской общине Румынии угрожает исчезновение из-за высокого уровня ассимиляции, большого процента смешанных браков и выезда из страны молодежи и лиц среднего возраста. Согласно социологическим опросам, молодые румынские евреи хотят эмигрировать из страны, как в связи с экономическими трудностями, так и из-за роста антисемитизма и политического экстремизма. В 1980–89 гг. из Румынии в Израиль репатриировались 14 607 человек, в 1990–2001 гг. — 6254 человека, в 2002 г. — 131 человек.

В Румынии после свержения режима Н. Чаушеску осенью 1989 г. деятельность главного раввина Румынии М. Розена подвергалась резкой критике. Его обвиняли в слишком тесных связях с коммунистическим режимом и свергнутым диктатором. После смерти М. Розена в 1994 г. Федерация еврейских общин Румынии избрала главным раввином израильского гражданина, уроженца Румынии, профессора Университета Бар-Илан У. Марека.

Федерация еврейских общин Румынии при финансовой помощи Джойнта поддерживает деятельность четырех домов для пожилых людей (два из них находятся в Бухаресте), еврейского детского сада, начальной школы в Бухаресте, еврейского двухнедельника «Реалитатеа эвреяска». В Румынии живут три раввина, число действующих синагог сокращается. Для борьбы с ассимиляцией Джойнт организовал ряд еврейских клубов для людей среднего возраста, а также несколько молодежных клубов. В клубах осуществляется ряд образовательных и культурных еврейских программ.

В 1990-х гг. антисемитизм не играл значительной роли в Румынии, и проявления антисемитизма были заметны, в первую очередь, в кругах интеллигенции. Так, в 1992 г. Р. Еверак, директор общественного телевидения, написал статью, в которой утверждал, что евреи контролируют все стороны жизни в стране. Антисемитские материалы содержались в многочисленных публикациях, в которых всячески преувеличивалось значение и роль раввина М. Розена в коммунистической Румынии. В 1990-х гг. антисемитскую пропаганду вела газета «Романия поле», помещая выпады против евреев, Израиля и демократических сил в стране. Издатель газеты Партии Великой Румынии В. Тудор неоднократно высказывал антисемитские взгляды. На выборах 2000 г. Партия Великой Румынии получила большое количество голосов, образовав вторую по величине фракцию в нижней палате парламента. В начале 21 в. в Румынии образовался ряд организаций, прославляющих диктатора Румынии И. Антонеску. Во многих городах страны ему поставлены памятники. В стране публикуются различные псевдонаучные работы «отрицателей» Катастрофы, написанные представителями школы так называемого «вольноисторического ревизионизма» (см. Антисемитизм в 1970–1980-е гг. Страны Запада. Основные течения в современной антисемитской идеологии на Западе).

Отношения Румынии с Государством Израиль. Обмен дипломатическими миссиями между двумя странами состоялся в сентябре 1948 г.; Р. Рубин возглавил израильское представительство в Бухаресте. До середины 1960-х гг. Румыния в своих контактах с Израилем полностью зависела от Советского Союза: торговый обмен между двумя странами был минимальным, а политические и культурные связи практически отсутствовали. После того, как Румыния стала проводить более независимую от Советского Союза внешнюю политику, отношения начали улучшаться. В 1966 г. румынский посланник после многолетнего отсутствия вернулся в Израиль. Весной 1967 г. состоялся обмен визитами торговых делегаций высокого ранга, было подписано новое торговое соглашение. Когда после Шестидневной войны на встрече представителей восточноевропейских стран 10 июля 1967 г. было принято решение резко осудить «израильскую агрессию» и разорвать дипломатические отношения между странами советского блока и Израилем, Румыния отказалась сделать это (см. выше). В августе 1969 г. Румыния и Израиль возвели свои дипломатические миссии в ранг посольств. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. возрос объем торговли, расширились научные, культурные, спортивные связи между двумя странами. 4–7 мая 1972 г. премьер-министр Израиля Голда Меир посетила Бухарест и дважды встречалась с Н. Чаушеску. В августе 1977 г. Румынию посетил премьер-министр Израиля М. Бегин. Н. Чаушеску выступал посредником между Израилем и арабскими странами и сыграл значительную роль в подготовке израильско-египетских переговоров, завершившихся подписанием мирного договора. В то же время Румыния поддерживала тесные отношения с ООП. В ноябре 1975 г. румынский представитель в Организации Объединенных Наций голосовал за резолюцию, квалифицирующую сионизм как «форму расизма и расовой дискриминации». Румыния не была заинтересована в дальнейшем расширении научных и культурных связей с Израилем: так, если в Израиле существовало Общество дружбы Израиль—Румыния, то в Румынии подобной организации не было.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. многие страны Восточной Европы восстановили дипломатические отношения с Израилем. Связи между Румынией и Израилем утратили особый характер и развиваются во всех областях. В декабре 1991 г. представитель Румынии в ООН голосовал за отмену резолюции ООН о сионизме. В 1991 г. Израиль с официальным визитом посетил президент Румынии И. Илиеску.

В 1990-х гг. – начале 2000-х гг. между Израилем и Румынией существовали дружеские отношения. Во время визита в Израиль в августе 1998 г. премьер-министра Румынии Р. Василе стороны договорились о создании рабочих групп, которые будут готовить соглашения и обсуждать вопросы в различных сферах. Такие группы созданы для участия в решении проблем политики и безопасности, экономики и торговли, сельского хозяйства, преступности. В январе 2000 г. Израиль посетил с официальным визитом президент Румынии, профессор Э. Константинеску. Во время визита обсуждались двусторонние отношения и было подчеркнуто, что объем торговли между двумя странами превышает объем торговли Израиля с любой другой страной Восточной Европы. Так, в 1990 г. объем израильского экспорта в Румынию составлял 18,7 млн. долларов, объем импорта из Румынии — 22,5 млн. долларов; в 2000 г. объем израильского экспорта в Румынию увеличился до 94,4 млн. долларов, объем импорта из Румынии вырос до 63,9 млн. долларов. В Румынии развиваются 1500 проектов, в которые вложены израильские инвестиции. Во время визита в Румынию в декабре 2001 г. министр иностранных дел Израиля Ш. Перес в речи на церемонии присуждения ему звания почетного доктора Бухарестского университета назвал президента Румынии И. Илиеску «большим другом еврейского государства». И. Илиеску в официальном заявлении резко осудил террористические действия против Израиля и потребовал, чтобы Я. Арафат не использовал силу при решении спорных вопросов.

Отношения между двумя странами были омрачены в июне 2003 г. заявлением румынского правительства, что в Румынии в 1940–45 гг. не было Катастрофы. Посол Румынии был приглашен в МИД Израиля, и ему вручили протест и пожелание Израиля, чтобы правительство Румынии отказалось от «неудачного заявления».

Смотрите также

Райкин Аркадий

Рамбам

Рамот-Нафтали

Ренан Жозеф Эрнест

ритуальная чистота