Салант Шмуэль

САЛА́НТ Шмуэль (1816, близ Белостока Гродненской губернии, ныне Польша, – 1909, Иерусалим), талмудист и общественный деятель Эрец-Исраэль. Учился в иешивах местечка Саланты (ныне Салантай, Литва), Воложина и Вильны (см. Вильнюс), где его учителем был выдающийся галахист Аврахам Абеле Посвелер (1764–1836). Второй женой Саланта была дочь знаменитого ученого, стоявшего у истоков движения Мусар, Иосефа Зунделя из Салант (1786–1866). В 1840 г. Салант приехал в Эрец-Исраэль; по дороге, в Стамбуле, встретился с М. Монтефиоре, прибывшим туда ходатайствовать у султана об освобождении жертв Дамасского дела. Эрудиция и аскетизм молодого раввина произвели сильное впечатление на еврейского филантропа; Салант стал доверенным лицом и консультантом Монтефиоре во всех делах, связанных с еврейской колонизацией Палестины.

Назначенный в 1841 г. раввином общины митнагдим (колел Лита) в Иерусалиме, Салант проявил выдающийся организаторский талант и приложил значительные усилия по созданию ее организационных структур. Между 1848 г. и 1851 г., а затем в 1860 г. он предпринял поездки по странам Европы для сбора пожертвований и основал существующие поныне иешиву, талмуд-тору «Эц-хаим» и больницу «Биккур-холим» в Иерусалиме. В 1878 г. Салант был назначен первым главным раввином ашкеназской общины Иерусалима, в которую вошли представители всех колелим, и оставался в этой должности до конца жизни; даже лишившись зрения в 1893 г., продолжал выполнять обязанности раввина. Возраставшую численно ашкеназскую общину (от 500 человек в 1878 г. до 30 тыс. человек в начале 1890-х гг.) турецкие власти признали наряду с более старой сефардской (см. Сефарды). Салант содействовал строительству еврейских кварталов вне стен Старого города: Меа-Ше‘арим, Кнесет-Исраэль и других. Единственный сын Саланта, Бейнуш, участвовал в основании квартала Нахалат-Шив‘а (1869).

Отношение Саланта к новым веяниям еврейской жизни, к Хаскале и сионизму, было умеренным. В 1898 г. он запретил членам ашкеназской общины встречаться и вести переговоры с Т. Герцлем, поскольку тот приехал в Иерусалим в субботу, нарушив святость праздника. Вместе с тем Салант одобрил включение иврита и арабского языка в программу школ талмуд-тора и выступал против практиковавшегося ортодоксами отлучения «модернистов» от общины. Салант активно боролся с христианским миссионерством среди евреев Иерусалима. Он пытался создать атмосферу сотрудничества между ашкеназами и сефардами, а также между старым и новым ишувом; скромность и доброта Саланта вошли в легенду. В 1906 г. в день его 90-летия в честь Саланта был открыт благотворительный фонд его имени — Керен Шмуэль.

Занятый общественными делами, Салант не заботился о публикации своих респонсов, хотя его галахические постановления (см. Галаха) пользовались громадным авторитетом; его современники и ученики часто ссылались на мнение Саланта. В своих решениях он применял простой и ясный метод, отвергая пилпул и следуя традиции Элияху бен Шломо Залмана. Часть постановлений Саланта опубликована в религиозных журналах «Торат Цион», «Торат ор», а также в «Ха-твуна», издававшемся И. Салантером.

Смотрите также

Симферополь

советская литература

спорт

СС и СД

студенческие движения