самоубийство

САМОУБИ́ЙСТВО. Запрет самоубийства в иудаизме выводится из библейского запрета убийства (см. Десять заповедей) и из галахической (см. Галаха) концепции пиккуах-нефеш. В Талмуде не содержится прямого запрета самоубийства, однако послеталмудические авторитеты считали самоубийство грехом даже более тяжким, чем убийство, поскольку оно посягает на концепцию Божественного воздаяния, олам ха-ба и самое всемогущество Бога. Различие проводится между самоубийством и поведением человека, который не противится своему убийству. Самоубийство следует отличать от мученичества (см. Киддуш ха-Шем), которое в определенных обстоятельствах считается величайшей мицвой (см. Мицвот; см. также Ханна и семеро сыновей). В раввинистической литературе есть примеры самоубийства как наказания самого себя за тяжкие проступки (за идолопоклонство, кровосмешение и т. п.). Законоучители Талмуда не осуждают подобное самоубийство.

В Библии описываются четыре случая самоубийства — Самсона (Суд. 16:30), Саула и его оруженосца (I Сам. 31:4–5) и Ахитофела (II Сам. 17:23). Первые три самоубийства считаются совершенными при смягчающих обстоятельствах. Более того, Шулхан арух (ИД. 345:3) рассматривает смерть Саула как пример дозволенного самоубийства, «потому что он знал, что филистимляне поступят с ним по своему усмотрению и убьют его». Самоубийство Самсона, в результате которого погибли филистимляне, превозносится как пример Киддуш ха-Шем.

Наиболее известен в еврейской истории акт коллективного самоубийства еврейского гарнизона Масады в 73 г., о котором повествует Иосиф Флавий (Война 7:320). Коллективные самоубийства во имя Киддуш ха-Шем случались и ранее, в частности, во время гонений Антиоха (II Макк. 14:37–46) и в другие периоды. По-видимому, защитники Масады полагали, что подчинение чужеземцам и рабство подпадают под категорию тех поступков (идолопоклонство, убийство, кровосмешение), которым, согласно Галахе, следует предпочесть смерть. Актами мученичества считаются самоубийства, причина которых — стремление избежать насильственного обращения в другую веру или страх попасть в руки погромщиков (например, коллективные самоубийства евреев Вормса, Майнца во время первого крестового похода в 1096 г. и евреев Йорка в 1190 г.).

Как религиозное преступление самоубийство наказывается Богом; моральное осуждение самоубийства людьми выражается в особенностях ритуала погребения, в частности, в том, что самоубийцу не хоронят до захода солнца. Законы о самоубийстве были впервые сформулированы в позднем послеталмудическом трактате Смахот (Эвел раббати 2:1–5). Согласно этим законам, по самоубийце проводят лишь те траурные обряды, которые должны выразить соболезнование родственникам покойного, а церемонии, символизирующие уважение к умершему (например, кри‘а — буквально `разрывание`; см. Погребение), отменяют.

Однако изменение церемоний допускается по еврейскому праву лишь после доказательства вины покойного в совершении самоубийства: если факт самоубийства засвидетельствован показаниями очевидцев, а не косвенными уликами; если самоубийство совершено в здравом уме (ла-да‘ат), а не в состоянии невменяемости (ше-ло ла-да‘ат, что не может быть поставлено в вину; по этой же причине самоубийство несовершеннолетнего не считается преступлением); если самоубийство было умышленным (умысел считается доказанным только тогда, когда самоубийца заявил о своем намерении перед совершением самоубийства). Ограничения приводят к тому, что доказанное самоубийство — крайне редкое явление: обычно признается, что самоубийство было совершено в состоянии невменяемости, для чего достаточно самого незначительного намека в поведении самоубийцы. Если самоубийство представляет собой замену одного вида смерти другим (например, самоубийство смертельно больного или приговоренного к смерти), траурный церемониал проводится полностью.

Религиозный запрет и моральное осуждение самоубийства привело к тому, что на протяжении всей истории среди евреев было сравнительно немного случаев самоубийства. Первые статистически достоверные данные о частоте самоубийств в ряде европейских стран свидетельствуют, что в середине 19 в. число самоубийств среди евреев было в 2,7 раз ниже, чем среди католиков, в 4,8 – чем среди протестантов. Во второй половине 19 в. число самоубийств среди евреев возросло в 2,4 раза, что объяснялось не только уменьшением религиозности, но и урбанизацией, изменением характера занятости и общим ростом числа самоубийств среди окружающего населения.

В Израиле частота самоубийств в конце 1980-х – начале 1990-х гг. оставалось приблизительно на одном уровне — в пределах шести–восьми случаев на сто тысяч населения, что считается весьма низким показателем для промышленно развитых стран, однако среди еврейского населения число самоубийств самое высокое в стране (8,3 на сто тысяч человек; ср. среди друзов — 3,8, среди христиан и мусульман — соответственно 2,6 и 2,3).

Число самоубийств на 100 тыс. жителей по странам (1987–91)Советский Союз 30,8Германия 14,5 Австрия 23,0США12,2 Швейцария20,9Нидерланды10,1 Франция19,7Израиль8,0 Швеция17,3Испания7,1 Япония 16,4Италия7,0

Смотрите также

Сатановский Евгений

синагога

Совет еврейских федераций и благотворительных фондов

Советский Союз. Евреи в годы перестройки

Сэмюэл Морис