Севилья

СЕВИ́ЛЬЯ, город на юго-западе Испании, в автономной области Андалусия. Согласно легенде, бытовавшей в средние века, евреи начали селиться в Севилье вскоре после разрушения Первого храма (6 в. до н. э.); некоторые еврейские семьи, жившие в городе (среди них семейство Абраванель), возводили свою генеалогию к царю Давиду. Отдельные исследователи отождествляют Севилью с многократно упоминаемым в Библии городом Таршиш. Первые достоверные сведения о евреях в Севилье восходят к 7 в. н. э., когда город принадлежал вестготам (иначе — визиготы). Заняв Севилью в 712 г., арабы сформировали для защиты города и его окрестностей особое подразделение, в которое входили только евреи; многие из них впоследствии поселились в Севилье.

При династии Омейядов (756–1023) община Севильи была одной из крупнейших в Испании. Жившие в Севилье евреи занимались ремёслами (им фактически принадлежала монополия на крашение тканей), а также торговлей и медициной. В 1013 г. в Севилью бежали многие евреи из Кордовы, захваченной берберами, в 1066 г. — из Гранады, община которой была уничтожена мусульманами.

В начале правления Аббасидов (1023–91) евреи Севильи, в том числе переселенцы из Гранады, занимали высокие государственные должности и использовались как дипломатические агенты. Ицхак бен Барух Албалия, возглавлявший общину Севильи в первой половине 11 в., был придворным звездочетом, а его преемник Аврахам бен Меир ибн Мухаджир — визирем. Эмир Му‘тадид (правил в 1042–68 гг.) преследовал евреев; это побудило Шмуэля ха-Нагида (визиря и главнокомандующего армией Гранады) начать военные действия против Севильи; в одном из его поэтических произведений утверждается, что на войну с Севильей он был вдохновлен свыше. При Мустамиде (1068–90) положение евреев улучшилось.

Альморавиды, правившие в 1090–1147 гг., практиковали назначение евреев на официальные посты. В первой половине 12 в. севильская община процветала, однако уже в середине 12 в., с переходом власти к Альмохадам, она была почти полностью уничтожена: новые правители приказали всем евреям принять ислам, а тех, кто отказался это сделать, бросили в тюрьму или продали в рабство. Многие из евреев Севильи, перешедших в это время в ислам, втайне сохранили верность иудаизму. В конце 1180-х гг. правитель Севильи приказал распять на кресте еврея Ибн Салиба, прибывшего в город в качестве посланника короля Кастилии Альфонсо VI для сбора дани, которую Севилья должна была выплачивать ему как вассальное государство. В наказание за это убийство Альфонсо VI предпринял карательную экспедицию против Севильи.

В 1248 г., когда в Севилью вступили войска короля Кастилии и Леона Фернандо III, евреи преподнесли ему ключи от города, украшенные надписью на иврите (ныне хранятся в кафедральном соборе Севильи). После включения города в состав королевства Кастилия евреям была предоставлена свобода вероисповедания; три мечети, находившиеся в квартале еврейском Севильи, были переданы в распоряжение общины и превращены в синагоги. Евреи получили право собственности на многие дома, участки орошаемой земли, оливковые рощи и виноградники, ранее принадлежавшие мусульманам и расположенные как в самом городе, так и в его окрестностях. Стремясь превратить Севилью в центр международной торговли, короли Кастилии привлекали в город еврейских торговцев; с 1254 г. тем из них, кто участвовал в ярмарках, проводившихся в Севилье дважды в год, предоставлялось освобождение от налогов, однако уже в 1256 г. Альфонсо X ввел для евреев города особые подати в пользу архиепископа Севильи.

Во второй половине 13 в. – первой половине 14 в. в Севилье жили около двух тысяч евреев, большинство — в двух еврейских кварталах, обнесенных стенами с запиравшимися на ночь воротами. По некоторым сведениям, в Севилье было 23 синагоги, две из них большие. Евреи Севильи — ремесленники, торговцы, врачи — были зажиточными людьми; некоторые активно участвовали в финансовой и коммерческой деятельности государственной казны или брали на откуп муниципальные налоги, другие (в частности, члены семьи Ибн Зимра) были на официальной должности городских врачей. Как и в других городах Кастилии, евреи пользовались в Севилье общинной автономией и ежегодно платили королю высокий коллективный налог (в 1293–94 гг. — сто пятнадцать тысяч мараведи). Все судебные дела, касавшиеся только евреев, рассматривал бет-дин. В 1312 г. власти даже разрешили общине повесить доносчика, приговоренного решением бет-дина к смертной казни.

В середине 14 в. среди христианского населения Севильи усилились антиеврейские настроения. Регулярно происходили убийства и избиения евреев, что вынудило королевские власти ввести особо строгие кары за подобные преступления. С 1378 г. архидиакон Ф. Мартинес регулярно выступал в городе с проповедями, направленными против евреев; он, в частности, предлагал полностью изолировать их от христиан и превратить синагоги в церкви. После того, как община Севильи обратилась к королю Энрике I с жалобой на Мартинеса, ему было предписано прекратить антиеврейские выступления, но он фактически не выполнил и этот приказ, и сходное распоряжение нового монарха Хуана I, последовавшее в 1383 г. В 1388 г., когда Мартинес начал ограничивать права севильских евреев и конфисковал 23 синагоги, община города вызвала его на королевский суд; в результате разбирательства Мартинес был отрешен от должности, однако в 1390 г., после смерти Хуана I и архиепископа Севильи, вновь занял ее.

В том же году король Энрике III приказал церковным властям Севильи вернуть евреям отнятые у них здания и принять строгие меры с целью недопущения антиеврейской агитации. Однако деятельность Мартинеса уже дала результаты, и 4 июня 1391 г. в Севилье вспыхнул погром. Толпы христиан, среди которых были солдаты и матросы, ворвались в еврейские кварталы Севильи, убивая евреев, грабя и поджигая их дома. Около четырех тысяч человек было убито, сотни (в основном женщины и дети) проданы в рабство мусульманам. Значительная часть евреев Севильи спаслась от гибели, приняв христианство (см. Крещение насильственное; Новые христиане); синагоги были превращены в церкви. Король не только не наказал участников резни (которая положила начало волне погромов, прокатившихся по многим городам Кастилии и Арагона), но и передал церкви и двум своим приближенным принадлежавшие севильским евреям дома, лавки, мастерские, а также благотворительные фонды общины.

Вскоре после этих событий община Севильи была восстановлена, однако ее численность резко уменьшилась, экономическое и политическое влияние практически сошло на нет. В 1430-х гг. почти все евреи города жили и работали в арендованных помещениях. В 1474 г. община платила в казну лишь две с половиной тысяч мараведи ежегодного налога, с 1482 г. — две тысячи мараведи. 8 декабря 1476 г. евреи Севильи получили приказ покинуть свои дома и переселиться в отведенные для них строения в двух изолированных кварталах, предварительно оплатив ремонт. 1 января 1483 г. по требованию инквизиции был издан королевский указ, согласно которому все евреи Андалусии должны были в течение 30 дней покинуть область; по истечении назначенного срока в Севилье не осталось ни одного еврея, открыто исповедовавшего иудаизм. В 1492 г. многие евреи, изгнанные из Испании, садились в Севилье на суда, отплывавшие в Северную Африку, Италию и страны Ближнего Востока.

В 11–12 вв. и 13–14 вв. Севилья была одним из центров еврейской культуры; здесь жили поэты Абун бен Шарада и Иехуда бен Абун (возможно, отец и сын; оба — 11 в.), автор комментариев к синагогальной литургии Давид Абудархам (середина 14 в.), известные врачи Моше Леви Абул‘афия (умер в 1255 г.), Моше бен Шмуэль и Иехуда Алашкар (оба —14 в).

В 15 в. в Севилье проживали новые христиане, главным образом принявшие крещение в 1391 г., или их потомки; многие из них продолжали тайно исполнять еврейские обряды и соблюдать предписания Галахи (см. Марраны). В 1473 г. в Севилье нашли убежище многие новые христиане Кордовы, ставшие жертвами резни. Вскоре после этого часть новых христиан Севильи (как старожилов, так и вновь прибывших) покинула город, направляясь в страны Северной Африки. Оставшиеся неоднократно подвергались нападениям и были вынуждены сформировать отряды самообороны, пригласив наемников для их усиления. В 1474–76 гг. новые христиане Севильи обратились к королю Фернандо (см. Фердинанд и Изабелла) с просьбой разрешить им поселиться в Гибралтаре, однако монарх ответил отказом, заявив, что новообращенные могут передать эту крепость мусульманам.

1 января 1481 г. в Севилье начал действовать первый в Испании трибунал инквизиции, созданный по решению Фердинанда и Изабеллы, которое было принято ими во время посещения города в 1477 г. (см. Инквизиция). Первые же месяцы действия трибунала ознаменовались массовыми арестами и казнями новых христиан, в том числе членов знатных семей Ибн Шошан, Адоба и Абул‘афия. В ответ был тайно начат сбор оружия, однако инквизиции удалось раскрыть этот заговор, и многие его участники понесли суровое наказание. В августе 1481 г., когда в Севилье вспыхнула эпидемия чумы, новым христианам было разрешено покинуть Севилью, оставив в залог все свое имущество; многие из них воспользовались этой возможностью и бежали в Северную Африку, Португалию и Италию.

В последующие годы террор инквизиции в Севилье усиливался: по приблизительным подсчетам, к 1488 г. около 700 человек (среди них много новых христиан) было сожжено на кострах, тысячи прошли церемонию «примирения» с церковью. В конце 1484 г. в Севилье состоялся съезд испанских инквизиторов, на котором при участии Томаса де Торквемады обсуждались стратегия и тактика борьбы с еретиками, включая марранов. Новые христиане Севильи подвергались преследованиям со стороны инквизиции вплоть до конца 18 в. В 1870-х гг. король Испании Альфонсо XII разрешил группе евреев переселиться из Марокко в Севилью (поскольку конституция страны, принятая в 1869 г., фактически отменила запрет на проживание евреев в Испании, введенный в 1492 г.) и выделил им участок под кладбище. В 1905 г. в Севилье жили около 200 еврейских семей. В 1930–40-х гг. в Севилью прибыло небольшое число беженцев из нацистской Германии и оккупированных ею стран Европы, в 1960-х гг. — евреи из Марокко и Алжира. В начале 1990-х гг. в городе существовала небольшая еврейская община.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Смотрите также

Сабзанов Иекутиэль

Салоники

самиздат

Смушкевич Яков

Сопротивление антинацистское