Симон Акива Эрнст

СИ́МОН Акива Эрнст (Simon, Ernst Akiba; 1899, Берлин, – 1988, Иерусалим), израильский ученый-педагог, религиозный мыслитель и общественный деятель. Родился в полностью ассимилированной (см. Ассимиляция) состоятельной семье. Подростком вернулся к еврейству и решил посвятить жизнь делу национального и духовного возрождения своего народа. Симон изучал гуманитарные науки и иврит язык в университетах Берлина, Франкфурта-на-Майне и Гейдельберга (в 1923 г. — степень доктора). В студенческие годы примкнул к духовно-религиозному течению в сионистском (см. Сионизм) движении. Решающее влияние на еврейское мировоззрение Симона оказали главный раввин Франкфурта-на-Майне Н. Нобель (1871–1922), затем Ф. Розенцвейг и, особенно, М. Бубер, многолетнее тесное сотрудничество с которым началось в 1923 г., когда он пригласил Симона вместе редактировать ежемесячник «Дер юде» (см. Периодическая печать. Германия и Австрия). Профессиональную педагогическую деятельность Симон начал в еврейском колледже «Свободный еврейский дом учения» во Франкфурте-на-Майне, а затем, переселившись в Эрец-Исраэль (в 1928 г.), преподавал в средних школах и учительских семинариях. С 1939 г. Симон — преподаватель, позднее — профессор истории и философии педагогики в Еврейском университете в Иерусалиме, в 1965–67 гг. возглавлял там отделение педагогических наук. Симон — соредактор пятитомной Педагогической энциклопедии на иврите (1961–66). Среди его работ (на немецком языке и иврите) есть произведения по общей культурологической тематике («Гегель и Ранке», 1928; «Гете и религиозный гуманизм», 1949; «Гете и современная эпоха», 1949; и другие), по проблемам еврейского национального самосознания («Хаим Нахман Бялик: введение в жизнь и творчество», 1935; «Зигмунд Фрейд как еврей», 1957; «Мартин Бубер и германское еврейство», 1958; и другие), истории педагогической мысли («Песталоцци и Корчак», 1949; «Учение Песталоцци», 1962; «Бубер как педагог», 1967; и другие).

Свои религиозные воззрения Симон определял как религиозный гуманизм. Относя себя к консервативному иудаизму, он отвергал национальный партикуляризм, религиозный фанатизм и нетерпимость и утверждал, что соблюдение галахических (см. Галаха) заповедей оправдано лишь тогда, когда свободное решение об этом принято после длительных серьезных размышлений. Согласно Симону, человек — хотя и не равноправный, но вполне реальный соучастник Бога в творении мира: Бог преднамеренно сотворил мир далеким от совершенства, чтобы человек своей деятельностью мог улучшать его. Симон утверждал, что это предназначение порой особенно успешно выполняют те люди, которые отрицают Бога, тем не менее, он считал, что наилучший путь реализации идей иудейских пророков в человеческих, социальных, национальных и межнациональных отношениях — соблюдение галахических заповедей («Традиции и современный опыт», 1970). Универсалистскому характеру воззрений Симона на иудаизм соответствовали его политические установки. Будучи ревностным сторонником равноправного сотрудничества евреев и арабов, как один из основателей и активнейших деятелей Брит-шалом, а затем группы Ихуд (см. там же) до конца жизни отстаивал идею двунационального еврейско-арабского государства. Несмотря на то, что огромное большинство израильской общественности не принимало таких взглядов, по общему признанию Симон был одним из самых ярких и принципиальных интеллектуалов своего времени. В 1967 г. он был удостоен Государственной премии Израиля за заслуги в области просвещения.

Смотрите также

Сводос Харви

Семятицкий Хаим

Солиэли Менахем

Сулцбергер, семья

Суцкевер Аврахам