Синай гора

СИНА́Й (הַר סִינַי, Хар-Синай), гора на Синайском полуострове (см. Синай), на которой, согласно традиции, Бог дал Моисею Тору. В Библии гора упоминается под разными названиями — Синай (Исх. 19:11,18, 20, 23; 24:16; 31:18; 34:2, 4, 29, 32; Лев. 7:38; 25:1; 26:46; 27:34; Чис. 3:1; 28:6; Втор. 33:2; Суд. 5:5; Пс. 68 [в русской традиции 67] :9, 18; Нех. 9:13), гора Божья (Исх. 4:27; 18:5; 24:13), гора Божья Хорев (Исх. 3:1; I Ц. 19:8), гора Хорев (Исх. 33:6); о событиях у Синая говорится иногда «в Хореве» (Исх. 17:6; Втор. 1:6; 4:10, 15; 5:2; 9:8; 18:16; I Ц. 8:9; II Хр. 5:10; Мал’ахи 3:22; Пс. 106 [в русской традиции 105] :19). Возможно, что название горы Паран (Втор. 33:2; Хав. 3:3) также относится к горе Синай.

Название Хорев, видимо, производное от корня חרב, имеющего значение `сухость`. Этимология названия Синай не ясна. Высказывались предположения, что названия Синай и Хорев изначально относились к двум разным горам или пикам одной возвышенности (как полагал Евсевий) или что одно из названий относилось к горе, а другое — к прилегающей местности (как полагал Нахманид). Текстологический анализ Библии (см. Пятикнижие. Историко-критический анализ Пятикнижия; Земля Израиля. Исторический очерк) показывает, что так называемые источники J и Р предпочтительно пользуются названием Синай, в то время как источники Е и D — только названием Хорев.

Впервые Синай упоминается в Библии, когда Бог открывается Моисею в неопалимой купине; Бог говорит Моисею: «Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3:12). На третий месяц после Исхода израильтяне разбивают стан у подножия горы и остаются там вплоть до двадцатого дня третьего месяца второго года после Исхода (Исх. 19:1; Чис. 10:11). Пока израильтяне готовятся к теофании, Моисей проводит границу, переход которой запрещен под страхом смерти, а затем восходит на гору. На третий день Бог снисходит на гору и дает Моисею Десять заповедей (Исх. 20; Втор. 5), равно как и многие другие законы и постановления.

Моисей сооружает алтарь у подножия горы и ставит 12 камней по числу колен Израилевых (Исх. 24). После этого Моисей, Аарон, его сыновья Надав и Авиху и 70 старейшин Израилевых восходят на гору, где они лицезреют Бога. В течение шести дней гора остается окутанной облаком, а на ее вершине сияет пламя (Исх. 24:16, 17). На седьмой день Моисей поднимается на вершину, чтобы получить Скрижали Завета, и остается там 40 дней (Исх. 24:18). В это время израильтяне, руководимые Аароном, сооружают золотого тельца (Исх. 32). Возвратившийся Моисей в гневе разбивает скрижали, однако позднее он возвращается на гору, где получает новые.

В библейской теологии гора Синай — место Божественного откровения, часто упоминается в поэтических описаниях теофании (Втор. 33:2; Суд. 5:5; Пс. 68 [в русской традиции 67] :9, 18). Когда пророк Илия узрел Бога, он отправился к горе Бога, Хореву (I Ц. 19:8); этот библейский рассказ — единственное упоминание паломничества к горе Синай после Моисея. Еврейская традиция не знает точного местонахождения горы Синай и, по-видимому, уже в эпоху монархии оно не было известно. Христианские отшельники и монахи, селившиеся в южном Синае со 2 в., пытались идентифицировать места, упоминаемые в Библии в связи с событиями Исхода, в частности — гору Синай. Отождествления гор Джабал-Сирбал (возле Файрана — на иврите Паран), Джабал-Катарина и Джабал-Муса (по арабски гора Моисея) с горой Синай восходят к 4 в.

У подножия Джабал-Муса, отождествлявшейся с горой Синай у ранних христиан, монахи построили церковь и башню на месте, где, как они верили, Моисей узрел неопалимую купину. В 6 в. император Юстиниан I добавил к этим сооружениям монастырь, который с 10 в. связывался с легендами о святой Екатерине Александрийской. Однако христианские представления о горе Синай не связаны с древней традицией. В новое время предлагались и другие отождествления. См. также Исход; Синай, полуостров.

Смотрите также

Свирский Алексей

Седжера

Серени Энцо Хаим

сирота

Стасов Владимир