Авидом Менахем
АВИДО́М Менахем (Малер-Калькштейн; Avidom [Mahler-Kalkstein], Menahem; 1908, Станислав, Австро-Венгрия, ныне Ивано-Франковск, Украина, – 1995, Тель-Авив), израильский композитор. Мать Авидома, урожденная Малер, племянница Г. Малера. Жил в Израиле с 1925 г. Некоторое время учился в Париже. В 1935–46 гг. — преподаватель музыки в Тель-Авиве. В 1945–52 гг. — генеральный секретарь Израильского филармонического оркестра, а в 1952–55 гг. — советник по вопросам искусства в Министерстве туризма. В 1955–80 гг. — генеральный директор Ассоциации композиторов, авторов и музыкальных издателей в Израиле (АКУМ) и председатель Союза композиторов Израиля (до 1971 г.). В 1982 г. Авидом был избран пожизненным почетным председателем Союза композиторов Израиля.
Пользуясь современной техникой, Авидом как композитор умело переплетает мелодические и стилистические элементы восточной музыки с израильскими танцевальными ритмами. Авидом создал ряд сочинений, в том числе десять симфоний, оперы «Из рода в род» (по Лее Гольдберг, 1955), «Александра» (по А. Ашману, 1959), «Плут» (по Э. Кишону, 1967), «Новый наряд короля» (по сказке Х. К. Андерсена, 1976), драматическую сцену «Пещера Иодфата» (1978), радиооперу «Прощание» (сценарий Далии Херц, 1969) и другие. Завоевали известность балет Авидома «Жемчужина и коралл» (1971), написанный для балетной труппы «Инбал», Концертино для скрипки и камерного оркестра (1972; первоначально — для скрипки и фортепиано, 1950, написанное по заказу Я. Хейфеца и впервые им исполненное), Концертино для виолончели, посвященное Г. Пятигорскому, и многие другие. В ранние годы Авидом испытал влияние французской школы (импрессионистские средства музыкального письма), что сказалось в Концерте для флейты (1944) и в Первой симфонии (1946). Некоторое влияние на своеобразный творческий почерк Авидома оказала экспрессионистская школа А. Шёнберга: Квинтет для духовых инструментов (1937–38); радиоопера «Прощание» (см. выше); «Энигма» для духовых и ударных (1962), партитура которой предусматривает подражание звучанию электронных инструментов. В Пятой симфонии традиционная симфоническая форма сочетается с особенностями песенного цикла. Элементы восточного музыкального фольклора использованы в ряде произведений Авидома, например, «Пастораль» и «Хора» (Первая симфония), скерцо (Третья симфония «Средиземноморская симфониетта»), друзский танец «Дебка» (финал Пятой симфонии).
Оркестровую музыку Авидома исполняли и исполняют на сценах многих стран дирижеры Л. Бернстайн, П. Клецки (1900–73), С. Кусевицкий, Н. Малько, Ж. Мартинон, Г. Бертини, М. Родан и другие. Авидом — лауреат многих премий по музыке, в том числе Государственной премии Израиля за 1961 г., а также престижных званий: с 1958 г. член Международного института искусства и литературы FIAL, с 1991 г. почетный доктор музыковедения Лондонского института прикладных исследований, кавалер ордена Урсинии (Германия, 1991 г.).